Войти в почту

Изумруды янтарного комбината

Калининградский янтарный комбинат (входит в «Ростех») намерен акционировать и расширить изумрудный бизнес в Свердловской области. Инвестиции в увеличение добычи в десять раз, до 18 млн карат изумрудов в год, оцениваются в 5 млрд руб. Деньги планируется привлекать «в основном из госфондов». О перспективах появления частных инвесторов пока не говорится, хотя в этом году на рынке изумрудов уже состоялись две крупных сделки.

«Ростех» расширит изумрудный бизнес в Свердловской области
© Коммерсантъ

Принадлежащий «Ростеху» Калининградский янтарный комбинат выведет свой Малышевский рудник, добывающий изумруды, бериллий и другие минералы, в АО «Мариинский прииск», сообщила госкорпорация. Стратегия АО предполагает увеличение добычи в десять раз к 2025 году, модернизацию производства, внедрение новых технологий и разработку новых участков месторождений — для этого нужно около 5 млрд руб. Самостоятельный статус позволит предприятию претендовать на господдержку от Минпромторга, отмечают в «Ростехе». Сейчас рудником руководит подразделение «Малышево». Его директор Евгений Василевский пояснил “Ъ”, что увеличение добычи предполагает получение новых лицензий (после 2020 года), источники финансирования еще определяются, но «в основном это будут государственные фонды».

Балансовые запасы Малышевского изумрудного месторождения, единственного в РФ и самого крупного в Европе, составляли на январь 2010 года 56 тонн изумрудов, или 280 млн карат, запасы оксида бериллия — 15,7 тыс. тонн. В отчете янтарного комбината указывается, что запасов хватит на 50–60 лет работы. В 2016 году обособленное подразделение «Малышевское» добыло 49 тыс. тонн и переработало 81 тыс. тонн руды. В сообщении «Ростеха» говорится, что рудник ежедневно извлекает «в среднем около 1,5 кг изумрудов, 30 кг берилла», то есть добыча может быть 1,85 млн карат изумрудов и 30,7 млн карат берилла в год.

Глава совета директоров комбината — владелец «Ви Холдинга» Виталий Мащицкий, старый знакомый главы «Ростеха» Сергея Чемезова. Еще в 2015 году бизнесмена как независимого директора привлекли для разработки стратегии комбината. В интервью «Ведомостям» тогда он говорил, что ситуация на месторождении «очень сложная: серьезные скелеты в шкафу, тяжба с канадской компанией, которая все это в свое время приватизировала». Речь идет о Tsar Emerald Corporation, подробности см. в «Ъ-Онлайн».

В отчете комбината говорится, что «уральские изумруды высоко ценятся на мировом рынке, поскольку наделены уникальным желтоватым оттенком, не свойственным этому минералу, и известны под брендом “Малышевские изумруды”». Но по данным ФТС экспорт товарной группы «рубины, сапфиры, изумруды» в 2016 году составил всего 174 грамма (870 карат) на $263 тыс., в 2017 году — 21 грамм на $26 тыс. Евгений Василевский подтвердил “Ъ”, что сейчас изумруды рудника продаются только российским ювелирам, но стратегия предусматривает выход на международные рынки. Основные конкуренты — Замбия и Колумбия. Своими преимуществами в «Малышево» считают «уникальные природные свойства камней» и наличие крупных самородков. Себестоимость добычи не раскрывается, среднее содержание изумрудов в руде — 3 грамма на тонну (15 карат на тонну).

Конкурировать за рубежом руднику будет непросто. У крупнейшего изумрудно-бериллиевого месторождения в мире Kagem с запасами 1,1 млрд карат и производством 25–30 млн карат в год (Замбия, 75% у Gemfields plc) содержания минералов в руде — свыше 240 карат на тонну, а себестоимость до $1,6 на карат при ценах изумрудов ювелирного качества $60–70 за карат. За контроль в Gemfields недавно бились основанная экс-главой BHP Billiton и СУАЛа Брайаном Гилбертсоном Pallinghurst Resources и китайская Fosun. Победила Pallinghurst. Добычей изумрудов интересовался и известный в алмазной отрасли бизнесмен Лев Леваев, который, как сообщало в июне Bloomberg, купил 50% в Gemcanton, владеющей месторождением Grizzly в Замбии. В «Ростехе» не говорят, планируется ли привлекать в рудник частных инвесторов. На вопрос, будет ли входить в проект «Ви Холдинг», господин Мащицкий передал “Ъ” лишь, что «в результате акционирования 100% акций АО принадлежит комбинату, а он на 100% — “Ростеху”». По словам представителя Льва Леваева в РФ, тот переговоры по Малышевскому руднику с «Ростехом» не вел.