Железные дороги догрузили потребителями

Объявлен новый состав их совета Правительственная комиссия по транспорту увеличила состав совета потребителей по вопросам деятельности ОАО РЖД в полтора раза, до 24 человек. Заметно расширился круг входящих в совет грузоотправителей и операторов, появились представители смежных отраслей, возглавлять совет теперь будут два сопредседателя. Однако, по мнению экспертов, расширение персонального состава вряд ли усилит позиции этого органа в отрасли — необходимо повышение его статуса. Численный состав совета потребителей ОАО РЖД расширен с16 до 24 человек, следует из протокола заседания правительственной комиссии по транспорту, состоявшегося 14 июня (есть у “Ъ”). Сам совет создан относительно недавно, в 2013 году, для «достижения баланса интересов различных групп потребителей и ОАО РЖД по вопросам инвестпрограмм, финансового плана, тарифной политики и качества услуг». Добавить представителей в совет в конце 2016 года просил глава ОАО РЖД Олег Белозеров. В письме профильному вице-премьеру Аркадию Дворковичу от 15 декабря (есть у “Ъ”) топ-менеджер пояснял, что в текущем составе совет «не полностью отражает мнения потребителей услуг ОАО РЖД». Господин Белозеров предложил обеспечить представительство в совете различных групп грузоотправителей, в том числе нефтяной и нефтехимической, сельскохозяйственной продукции и удобрений, для достижения баланса интересов. До сих пор в совете было представлено четыре оператора подвижного состава («Спецэнерготранс», ПГК, «УГМК-Транс», «СГ-Транс»), три промышленных потребителя и одна отраслевая организация («Базэл», СУЭК, Фонд развития трубной промышленности), а также два вагоностроителя (УВЗ и ОВК). Теперь в списке также появились представители нефтяников (ЛУКОЙЛ), строителей («Ураласбест»), химиков (Российская ассоциация производителей удобрений), расширился состав металлургов (НЛМК, «Евраз») и угольщиков («Кузбассразрезуголь»). Также в него вошли представители операторов, специализирующихся на нефтяных грузах («Нефтетранссервис» и «Трансойл»), контейнерного бизнеса (FESCO) и пассажирского перевозчика (ЦППК). Расширенный совет будут возглавлять уже два сопредседателя — действующий руководитель член экспертного совета при правительстве Илья Южанов и председатель совета директоров ОАО «Технологическая компания» Дмитрий Комиссаров. Господин Комиссаров, возглавлявший совет директоров «Трансмашхолдинга» в 2003–2008 годах, с 2008 по 2015 год входил в совет директоров самого ОАО РЖД. Также в совет потребителей вернулся Сергей Мальцев, возглавлявший организацию с момента возникновения до 2015 года. Он покинул совет после смены руководства ОАО РЖД — новый президент монополии Олег Белозеров пригласил господина Мальцева на должность ее старшего вице-президента. Однако в феврале 2017 года топ-менеджер завершил карьеру в ОАО РЖД. По данным источников “Ъ”, предполагалось, что он войдет в совет директоров монополии, однако подтверждения этому пока найти не удается, в ОАО РЖД вопрос не комментируют. Сейчас господин Мальцев входит в экспертный совет при правительстве, который и номинировал его кандидатуру в совет потребителей. Перемены в совете выглядят значительными, но эксперты скептически оценивают их возможные последствия. С учетом полномочий и механизмов, которыми сегодня располагает совет потребителей, расширение его личного состава вряд ли сформирует новую повестку дня, поясняет глава Института исследования проблем железнодорожного транспорта Павел Иванкин. Для повышения эффективности работы организации, полагает эксперт, нужно поднимать ее статус до совета рынка, но это потребует еще более значительных изменений. Созданием совета рынка транспортных услуг на железнодорожном транспорте, который собрал бы в своем составе всех представителей отрасли — не только железнодорожников, но и чиновников, потребителей и смежников,— государство занималось весь 2016 год (см., например, “Ъ” от 10 января), пока в декабре не было принято решение отложить его на неопределенный срок. Наталья Скорлыгина

Железные дороги догрузили потребителями
© Коммерсант