Палка о двух концах: как онлайн-кинотеатрам жить в условиях нового закона

Онлайн-кинотеатры — бизнес для России относительно новый, но уже привлекший внимание законодателей и госрегуляротов. 19 апреля во втором чтении был принят так называемый «закон об онлайн-кинотеатрах», который ограничивает деятельность иностранных игроков на территории нашей страны: видеосервисы, зарубежные инвестиции в уставном капитале которых превышают 20%, с 1 июля не смогут легально работать в России. При этом, онлайн-кинотеатрам разрешается иметь иностранных инвесторов, но с условием того, что они не ведут такой бизнес в других странах. В зависимости от дальнейшего применения и трактовок, как любая регуляторная мера, закон может как помочь российскому рынку, так и замедлить его развитие. Чтобы разобраться в предмете, давайте посмотрим, каких аспектов рынка он коснется в первую очередь. Netflix придется уйти Аудитория сервиса более, чем на 50% должна состоять из российских пользователей — именно этой формулировкой был положен конец работе Netflix в России. Зимой 2016 года, когда американский сервис пришел к нам, Facebook-сообщество пророчило скорую смерть российским игрокам – конкуренцию с таким гигантом отечественные онлайн-кинотеатры, считали они, не выдержат. На деле все оказалось прозаичнее: Netflix пришел не в Россию конкретно, а сразу в 130 стран. Это была в большей степени PR-акция с посылом «теперь Netflix доступен во всем мире». При этом, контент сервиса не адаптирован для нашего массового пользователя, а ценник, из-за курсовой разницы, оказался выше, чем у российских конкурентов. Не готовность Netflix к российскому рынку с самого начала осознавали все отечественные игроки, поэтому не сильно переживали по поводу его появления. На данный момент аудитория Netflix очень мала. Фанаты сервиса продолжат смотреть его через VPN, прокси-сервера и прочие технологические ухищрения, как это было до прихода Netflix в Россию. Это компактная аудитория в несколько тысяч человек по всей стране – доли % от всей аудитории интернет-кинотеатров. Для сравнения, среднемесячная аудитория Okko составляет 1,5 млн. человек. «Запикивать» брань и закрывать обнаженку С одной стороны, закон практически сразу «убрал» сильного международного конкурента, с другой, ввел несколько ограничений и для российских игроков, которые могут ослабить конкурентные позиции перед пиратами — им соблюдать закон не нужно. Дело в том, что согласно одной из его частей, легальные видеосервисы должны цензурировать в фильмах жестокие сцены, сцены насилия и т. д. То есть «запикивать» брань и закрывать черными квадратиками тела актеров в откровенных сценах. В оффлайн-кинотеатрах тот же самый контент с теми же самыми сценами можно показывать без «цензуры». Такие ограничения могут негативно отразиться на платном сегменте бизнеса, потому что, покупая фильм, человек ожидает увидеть картину такой, какой она была снята режиссером — со всеми откровенными и жестокими сценами (они являются непосредственной частью художественного замысла). И речь не идет о каком-то эротическом контенте. Во многих массовых голливудских фильмах есть такие сцены. Взять того же «Волка с Уолл-стрит», где Марго Робби в одном из кадров проходится голышом по дому. Согласно новому закону, сцена должна быть нами «отредактирована». В то же время на пиратских ресурсах, этот фильм, как и многие другие категории 16+, будет доступен без какой-либо цензуры. Ведь мы этого достойны Всего за 5-7 лет рынок легального онлайн-проката в России вырос настолько, что удостоился отдельного законопроекта. В 2012 вряд ли кто-то мог вообще такое представить. Внимание регуляторов к сегменту может оказать и позитивное влияние: оставаясь на связи с государством, отрасль обретет голос, сможет лучше доносить информацию о себе и своих потребностях. В конце концов, антипиратское законодательство и применение законов о защите авторского права никто не отменял. С другой стороны, вопрос с пиратством в стране стоит все еще очень остро. Законодательные инициативы, направленные на борьбу с нелегальными ресурсами, необходимы куда больше нежели те, которые регулируют деятельность легальных игроков. Кажется, что рынок еще способен к саморегулированию — он молод и «подвижен». Пока же контентные ограничения нового закона дискриминируют нас даже по отношению к «пиратам»: не соблюдая никаких законов они продолжат показывать фильмы без «запикиваний» и черных квадратиков, в то время как легальные онлайн-кинотеатры вынуждены будут их вводить, рискуя вызвать недовольство пользователей и даже возможную их потерю. Одно понятно точно: внимание к VOD со стороны государства теперь никуда не денется. Однако опыт принятия «закона об онлайн-кинотеатрах» показывает, что чиновники готовы слушать отрасль и принимать во внимание ее мнение. Что, согласитесь, уже хорошо.

Палка о двух концах: как онлайн-кинотеатрам жить в условиях нового закона
© Forbes.ru