МТС Банк по итогам 2016 года показал прирост POS-портфеля на 400%

МТС Банк показал самый большой рост портфеля POS-кредитов за 2016 год. Так, в период с 1 января 2016 года по 1 января 2017 года прирост составил более 400% или 3,3 млрд рублей. Таковы данные компании Frank Research Group (Frank RG), с которыми ознакомился портал Банки.ру. На начало текущего года объем портфеля POS-кредитов МТС Банка равнялся 4,1 млрд рублей. Таким образом, финучреждение занимает долю порядка 2% на рынке POS-кредитования (целевые кредиты на товары в торговых точках). В МТС Банке не ответили на запрос Банки.ру. Во Frank RG пояснили, что объем портфеля МТС Банка растет за счет продажи кредитов в салонах сотовой связи МТС. Кроме того, на результаты повлиял тот факт, что компания начала обмен данными с МТС Банком, и теперь получает от него фактические цифры. Ранее данные оценивались иначе. Например, МТС Банк в отчетности по МСФО дает цифру только по общему объему потребкредитов, куда входят и кредиты наличными, и POS-кредиты. Это усложняло процесс вычленения доли «POSов» из общей суммы. Продуктовый виджет Тем не менее, опрошенные порталом Банки.ру эксперты настаивают, что большую долю в формировании многомиллиардного портфеля POS-кредитов МТС Банку обеспечили именно кредитные продажи в салонах МТС. «МТС Банк вошел в розничную сеть МТС только в 2016 году. Учитывая преференции группы, он получил максимальную долю выдач в салонах ретейлера. Этим объясняется столь значительный рост POS-кредитования банка», — замечает руководитель службы целевого кредитования Почта Банка Андрей Павлов. Старший вице-президент, директор департамента продаж целевых кредитов банка «Ренессанс Кредит» Сергей Васильев связывает рост POS-портфеля МТС Банка с двумя факторами. Во-первых, банк стал активно развивать данное направление бизнеса, имея при этом хорошую стартовую площадку в виде собственной розничной сети салонов. Во-вторых, в рассматриваемой ситуации имеет место математический эффект: игрок начал с низкой стартовой базы, поэтому высокие удельные темпы роста в данном случае вполне закономерны. «Вообще МТС Банк — сейчас единственный игрок, продолжающий активно выдавать кредиты на мобильные телефоны, — заявляет источник на банковском рынке на условиях анонимности. — Большинство крупных игроков совсем ушло или разительно сократило выдачу POS-кредитов на сотовые телефоны из-за высокого уровня невозвратов по ним». По оценкам Frank Research Group, на первом месте по объему портфеля POS-кредитов на 1 января 2017 года находится Хоум Кредит Банк с показателем в 54,3 млрд рублей, на втором — ОТП Банк (32,7 млрд рублей), на третьем— банк «Ренессанс Кредит» (25,2 млрд рублей). На эту тройку приходится более половины рынка POS-кредитов. Общий объем рынка на начало текущего года равнялся 211,2 млрд рублей (прирост за 12 месяцев на 9,4%). Портфель на 01.01.17, млрд руб. Портфель на 01.01.16, млрд руб. Прирост за 2016 год, млрд руб. Прирост за 2016 год, в % Хоум Кредит ОТП Банк Ренессанс Кредит 50,9% Альфа-Банк -14,8% Сетелем Банк 25,7% Почта Банк 22,8% Русфинанс Банк 24,3% Русский Стандарт 12,6% Кредит Европа Банк -14,8% МТС Банк 409,4% Весь рынок 211,2 193,1 Источник: Frank Research Group Как видно из таблицы, в относительном выражении, помимо МТС Банка, значительный прирост показал также «Ренессанс Кредит». Его POS-портфель вырос за прошедший год почти вдвое. В самом «Ренессанс Кредите» объясняют рост портфеля с 16,7 до 25,2 млрд рублей повышенным спросом населения на целевые кредиты, наращиванием партнерской базы не только среди крупных розничных сетей, но также среди небольших локальных ретейлеров и выходом в новые для банка сегменты с точки зрения выдач POS-займов. Этими же причинами в целом обусловлен рост портфеля Сетелем Банка, Русфинанс Банка и Почта Банка. В банке «Русский Стандарт» заявили, что увеличению объема портфеля POS-кредитов способствовало высокое качество новых выдач за счет более взвешенного подхода к оценке рисков. Новость Можно сказать, что большинство игроков из POS-сегмента выросли по итогам года выше рынка. Однако Альфа-Банк и Кредит Европа Банк показали падение портфелей на 14,8%. «На сегодняшний день мы придерживаемся стратегии долгосрочных отношений с клиентами. В рамках нее мы работаем по всем направлениям, касающихся потребительского кредитования, в том числе очень внимательно смотрим на входящий клиентский поток, оцениваем потенциальных партнеров для работы в данном канале. В рамках нашей стратегии чем большее количество финансовых услуг клиент сможет нам доверить, тем более продуктивным и взаимовыгодным будет наше сотрудничество», — прокомментировал снижение POS-портфеля на 4,2 млрд рублей начальник управления по развитию бизнеса массового сегмента розничного бизнеса Альфа-Банка Алексей Яблоков. Ответа от Кредит Европа Банка получить не удалось. «По мере улучшения экономики России и прекращения падения благосостояния населения мы видим, что спрос на банковские кредиты постепенно восстанавливается. Наиболее выраженная положительная динамика новых выдач в прошлом году отмечалась в сегменте POS–кредитования. Это произошло из-за сочетания высокой востребованности и доступности данных кредитов. То есть благодаря низкому среднему чеку спрос на данный вид кредитования сохраняется даже в условиях сократившихся доходов населения, а низкие риски позволяют банкам не сужать их предложения. Кроме того, активной выдаче данных кредитов часто способствовали акции в формате «0-0-Х», — делится своим видением аналитик Хоум Кредит Банка Станислав Дужинский. В целом, банкиры сходятся во мнении, что в самый топ POS-рынка МТС Банку в среднесрочной перспективе не попасть. «Конкуренция среди топ-7 игроков рынка POS-кредитования очень высока. По итогам 2016 года эти банки занимали 89% всего рынка. Они усиленно работают над укреплением своих позиций в данном сегменте, поэтому, на мой взгляд, в среднесрочной перспективе существенные изменения в составе семерки лидеров вряд ли произойдут», — полагает Сергей Васильев из «Ренессанс Кредита». Андрей Павлов из Почта Банка также убежден, что попасть в перспективе в топ устоявшихся лидеров МТС Банку будет крайне сложно. «Банк создает POS-направление с нуля, нужна инфраструктура, своя сеть, партнерская база, большое количество людей и грамотное управление, — комментирует он. — Кроме того, топ-7 банков сейчас прочно занимают свои позиции и сдавать их никто не намерен. В этой конкуренции МТС Банку необходимо найти эксклюзивные предложения и явные положительные отличия, что сделать в столь явной конкурентной среде непросто». Анна ДУБРОВСКАЯ, Banki.ru