Роботы блокируют карты добросовестных клиентов банков

Жалобы на неоправданные блокировки банковских карт и счетов стали появляться в интернете. Пример: человек закрыл депозит в «Сбербанке» и решил перевести все деньги — более 600 тысяч рублей — в другой банк. Операции на такие суммы, согласно закону 115-ФЗ «О противодействии легализации доходов, полученных преступным путем», подлежат обязательному контролю. Программа-робот автоматически заблокировала перевод, после чего сотрудники банка потребовали объяснить цели операции, а также источник происхождения средств, хотя им прекрасно было известно, что эти деньги были сняты с депозита в самом «Сбербанке». Бывают и совсем уже комичные ситуации, рассказал начальник аналитического управления «Банка корпоративного финансирования» Максим Осадчий: Максим Осадчий начальник аналитического управления Банка корпоративного финансирования «Роботы в банке могут совершенно спокойно блокировать счета клиента, в случае, если проходят, например, крупные суммы формально от 600 тысяч рублей и выше. Эти суммы подлежат обязательному контролю, но могут быть заблокированы счета клиента и в случае, если проходят меньшие суммы, но довольно часто, причем может дойти до абсурда. Например , на сайте banki.ru описывают ситуацию, когда три человека перевели по 250 рублей за обед четвертому с комментарием: «За обед, спасибо» — и карту заблокировали». Но смешного мало, если банк по ошибке заблокировал, допустим, зарплатную карту. Сам закон 115-ФЗ был принят еще в 2001 году. Почему тогда проблемы с внезапными блокированиями карт и счетов возникли сейчас, объясняет первый зампредседателя совета директоров «Альфа-банка» Олег Сысуев: Олег Сысуев первый заместитель председателя совета директоров Альфа-банка «Поскольку сейчас требования очень ужесточены, то банки в этом смысле стараются, что называется, дуть и на молоко, и, возможно, если речь идет в данном случае о каком-то другом банке, где массовые какие-то жалобы и откаты на этот счет, просто ввели какие-то фильтры, может быть, даже автоматического свойства, и в этом смысле попали под раздачу, что называется, и благонадежные клиенты, и, наверное, неблагонадежные». Большое число жалоб от клиентов «Сбербанка», по всей видимости, связано с его доминированием на рынке. В пресс-службе банка Business FM подтвердили, что используют автоматизированные процедуры для отсеивания подозрительных операций. Поручить эту работу людям нельзя: «нет смысла неконтролируемо увеличивать число сотрудников, ответственных за финансовый мониторинг, так как издержки неминуемо отражаются на стоимости услуг для клиентов», объясняют в банке. При этом «качество предварительного автоматизированного отбора в «Сбербанке» очень высокое — около 90% отобранных операций признается сомнительными по итогам последующего анализа». Но можно сказать и по-другому: каждая десятая заблокированная операция была законной. Что делать россиянам, столкнувшимся с такой проблемой, объясняет директор московского офиса компании Tax Consulting U.K. Эдуард Савуляк: Эдуард Савуляк директор московского офиса компании Tax Consulting UK «Самое главное — понять, что банк от вас хочет. Зачастую банку достаточно просто ваших устных разъяснений, ни бумажек, ни каких-то заверений, а просто объяснить ему суть этой непонятной для робота операции. Именно от банка о них услышать, а не самому фантазировать. Когда банк говорит: что это? Вам надо сказать, что это. А не говорить: «Это займ». Как только вы сказали это глупое слово, банк сказу скажет: «Несите договор». И, не дай бог, еще скажет: «И вот теперь тот, кто вам это дает, пусть докажет источник происхождения денег». А вы это просто придумали, потому что считали себя умнее банкиров. Не надо так делать. Как оно есть, так и объяснять. Ничего не врать». Банкиры, конечно, говорят, что будут совершенствовать алгоритмы. Но в любом случае, какое-то число ложных срабатываний останется. Так что, похоже, всем нам придется свыкнуться с мыслью, что в какой-то не очень прекрасный момент банковская карта может быть внезапно заблокирована, даже если человек не делал ничего противозаконного.

Роботы блокируют карты добросовестных клиентов банков
© BFM.RU