Зачем Snap начинает массовые продажи очков Spectacles

Американская компания Snap, разработчик мессенджера и сервиса обмена короткими фото Snapchat, сделал доступными для заказа на сайте свои очки под названием Spectacles. Простой гаджет за $130 позволяет снимать короткие видеоролики (до 30 секунд), которые автоматически отправляются на смартфон — через WiFi или Bluetooth. Несколько недель назад Snap объявил о своих планах на IPO: в ходе первичного размещения компания рассчитывает привлечь $3 млрд при оценке бизнеса в $25 млрд. Зачем Snap начал массовую продажу Spectacles? Snap заявляет о своей дневной аудитории в 158 млн человек. Средний пользователь открывает приложение 18 раз в день, средняя длина сессии — от 25 до 30 минут. В 2015 году компания заработала около $59 млн, в 2016 году — около $405 млн (в шесть раз больше). А по итогам 2017 года Snap хочет пройти отметку в $1 млрд выручки. Пока доходы компании приносит лишь продажа рекламы — они быстро пошли вверх во многом благодаря новым и эффективным форматам мобильной рекламы вроде «долгого» полноэкранного баннера. Spectacles — не единственный эксперимент Snap, нацеленный на выход в новые ниши (вспомним, например, оригинальный контент в Snapchat Shows). Однако в СМИ и в документах, связанных с процедурой IPO, Snap называет себя «camera company», что, пожалуй, указывает на большие планы Snap на развитие Spectacles. Почему Snap вообще пошел в hardware? Во-первых, продавать гаджеты — это хороший способ выделиться, Facebook и Instagram пока этим не занимаются, аудитория воспринимает их почти исключительно как социальные сервисы. Да, Facebook приобрел разработчика VR-устройств Oculus Rift, а в своем анонсе сделки Марк Цукерберг пообещал, что VR-устройства от девайсов для игр станут основой новых коммуникационных платформ. Однако пока продажи Oculus RIft идут не столь быстрыми темпами, сказывается дороговизна устройства. Например, в сентябре 2016 года, спустя чуть больше полугода после старта массовых продаж Oculus, лишь 0,1% пользователей игровой платформы Steam приобрели свой собственный VR-шлем. Любопытно, что показатели выручки или среднего дохода с пользователя в финансовой отчетности не включают результатов работы Oculus Rift (как и WhatsApp и Instagram), подчеркивает Марк Цукерберг в документе. Поэтому Snap, сделав доступными Spectacles (вначале через собственные вендинговые автоматы Snapbot и магазин-партнер в Нью-Йорке, а теперь — в собственном онлайн-магазине с доставкой куда угодно в США), получает возможность показать аудитории (и, что не менее важно в преддверии IPO — инвесторам), что он «не как все». Он первым тестирует логистику и каналы продаж для подобных устройств, изучает отклик рынка и параллельно рисует «красивую картинку» перед инвесторами. Spectacles — не полноценные AR-очки, но первый шаг для Snap к ним. Во-вторых, AR — «модная» тема. Хотя перспективы ее монетизации с точки зрения продажи девайсов и контента не ясны, через полтора-два года AR действительно станет массовым рынком. Сегодня действительно появились качественные прототипы, которые к этому времени эволюционируют в устройства с по-настоящему потрясающим user experience. Крупные ИТ-компании получат новый канал для создания контента и его дистрибуции. AR-устройства будут вскоре конкурировать со смартфонами. Неудивительно, что все больше игроков хотят «застолбить» на нем место. Google представила концепт AR-очков Google Glass в апреле 2012 года, одновременно пригласив разработчиков приложений создавать новые AR-продукты для них, но уже к концу 2014 года приостановила продажи. Но это для Google не неудача, а «разворот», эксперименты продолжаются. Так, в конце 2015 года СМИ писали о новом патенте для AR-очков, больше напоминающих монокль. А еще теперь Google развивает проект Tango, который предполагает создание смартфонов и планшетов с двойной камерой, особыми датчиками и набором приложений, с которыми мобильные устройства смогут распознавать трехмерное пространство и моделировать виртуальные предметы. Венчурный фонд Google, к тому же, инвестировал в еще одного разработчика AR-устройств, компанию Magic Leap, собравшая около $1,4 млрд венчурных инвестиций, хотя и не представила и прототипа решения, способного проецировать картинку дополненной реальности прямо на сетчатку глаза. Один из лидеров в сфере AR — Microsoft, чьи AR-очки Hololens уже тестирует разработчики и первые покупатели-энтузиасты. Так что Snap, выпустив довольно простые AR-очки, увеличивает инвестиционную привлекательность перед IPO: «мы тоже замахнулись на AR». Даже если зарабатывать на Spectacles много не удастся, — почему бы не протестировать рынок AR-устройств, не поэкспериментировать с каналами продаж? Словом, активное развитие Spectacles для Snap - весьма умная стратегия, которая, безусловно, может помочь компании достичь очень неплохой оценки при первичном размещении — возможно, тех самых заявленных $25 млрд. В Hololens уже сейчас можно тестировать приложения (например, стрелять лазером по роботам, вылезающим из стены, как в демо-ролике) в течение получаса, а дальше «батарейка» и качество изображения, очевидно, будут идти вперед. Безусловно, создатели Snap в будущем хотят конкурировать с Hololens. Конечно, у крупных компаний есть более серьезные команды и продукты, но и Snapchat тоже купил в 2015- 2016 году три компании в этой сфере. Скорее всего, Snap, заинтересованный в молодежной аудитории, будет запускать простые, дешевые и «прикольные» продукты, которые смогут помочь ему запускать и тиражировать все более виральный контент.

Зачем Snap начинает массовые продажи очков Spectacles
© Forbes.ru