ОАО РЖД вернет деньги в ФНБ

Средства перенаправят на другие проекты В правительстве подтвердили готовность ОАО РЖД вернуть часть денег, которые компания получила из Фонда национального благосостояния (ФНБ) на закупку локомотивов. По словам первого вице-премьера Игоря Шувалова, железнодорожная монополия предложила направить возвращенные средства на другие проекты. ОАО РЖД готово вернуть часть денег, выделенных из ФНБ на закупку локомотивов. Такое намерение монополии подтвердил первый вице-премьер Игорь Шувалов. По его словам, ОАО РЖД обратилось в правительство, чтобы часть средств, которые ФНБ предоставлял, вернуть в фонд для перераспределения на другие проекты. По данным «Интерфакса», в июле ОАО РЖД направила в аппарат правительства предложение заместить средства, привлеченные в 2015 году на закупку локомотивов, рыночными займами. Минэкономики идею поддержало при условии сохранения сроков реализации и установленных параметров инвестиционного проекта. При этом в ведомстве предложили оценить возможность досрочного погашения этих облигаций ОАО РЖД, а также проанализировать последствия таких мер для ВТБ с учетом позиции банка, в чью пользу они размещались. В июле первый вице-президент ОАО РЖД Александр Мишарин заявлял, что идею вернуть средства ФНБ пока не поддержал Минфин, ссылаясь на позицию министерства, что деньги должны быть направлены в рамках компании, возможно, на другие проекты. Ранее глава Минтранса Максим Соколов также отмечал, что для ОАО РЖД может быть предпочтительным привлечение необходимых средств на закупку локомотивов на рынке, так как деньги ФНБ «не бесплатные» и могут оказаться дороже рыночного финансирования. В конце 2014 года глава правительства Дмитрий Медведев распорядился выделить ОАО РЖД из ФНБ 100 млрд руб. на четыре инвестиционных проекта, включающих покупку локомотивов и развитие дорожной инфраструктуры. На приобретение тягового состава было направлено 60,2 млрд руб., размещенных в облигациях ОАО РЖД сроком на 25 лет, на них железнодорожная монополия купила 500 локомотивов. Средства были выделены через ВТБ. При этом в мае 2015 года три инфраструктурных проекта было решено финансировать на средства пенсионных накоплений, таким образом, оставшиеся 39,8 млрд руб. было решено направить на приобретение локомотивов в 2016 году. Всего, по планам ОАО РЖД, закупит в текущем году 507 локомотивов на общую сумму 69 млрд руб. В июне глава компании Олег Белозеров заявил о планах ОАО РЖД перейти с 2017 года от покупки локомотивов к лизингу или аренде. В августе вице-президент, начальник дирекции тяги компании Олег Валинский также подтвердил эту идею, отметив, что в планах у монополии сократить закупки более чем на 10% — до 430–450 единиц в год, а также начать брать в лизинг 40–50% приобретаемого объема локомотивов (cм. “Ъ” от 11 августа). После совещания по бюджету Игорь Шувалов в беседе с журналистами также опроверг информацию, опубликованную в среду газетой «Ведомости», о возможной заморозке финансирования части инвестпроектов из ФНБ. Первый вице-премьер подчеркнул, что такая тема «совсем не звучит». Анастасия Веденеева