Войти в почту

Беседа: По ком звонит колокол…

Бывают беседы, которые западают в душу. Они откровенны и тем ценны. Я к тому, что была такая беседа, которая отложилась в памяти надолго. Беседа о жизни и смерти, о памяти и будущем. Латвия сегодня отмечает национальный праздник День Лачплесиса. Рига увешена флагами, скоро начнется факельное шествие по «кровавому пути». Страна вспомнит и почтит тех, кто мечтал о независимой Латвии, но не дожил. Этот день отметят сотни людей… Но был и другой день, который будет всегда в памяти людей. Вернее, ночь, которая потрясла мир. «Хрустальная ночь», с которой, как принято считать в мире, начался Холокост. Кровавые еврейские погромы 1938 года 9 ноября – «Хрустальная ночь» в нескольких городах фашистской Германии и Австрии положили начало страшной катастрофе в Европе, унесшей жизни более 6 миллионов человек…. Эту дату помнят и в Риге. Помнят «Хрустальную ночь». В этот день люди собираются у памятника Свободы, жгут свечи, вспоминают и молча смахивают слезу. Людей немного. Этот день «не попал» в разряд государственных, но он «намертво» запал в души людей, которые не хотят забывать страшное прошлое. Моя приятельница и коллега Алла Березовская опубликовала много статей на тему еврейских погромов, истреблении на территории Латвии женщин, детей, стариков. Когда она начинает рассказывать о тех временах, то ком подкатывает к горлу: коллега помнит имена людей, которые приняли мученическую смерть, знает места, где все это происходило, встречается с теми, кто может рассказать о тех страшных днях. В один из холодных осенних вечеров накануне Дня памяти «Хрустальной ночи» Алла рассказала мне о женщине, которая несколько лет назад была в Литве модной писательницей. Читатели ее любили, критики хвалили. Но пару лет назад все изменилось: женщину стали называть «предательницей», «агентом Кремля», «Павликом Морозовым»…А все потому что литовская женщина Рута Ванагайте написала книгу о том, что случилось во время немецкой оккупации с евреями на самом деле в Литве. Отрывок из беседы с Аллой Березовской. -Алла, как ты считаешь, почему благополучная женщина, литовка вдруг решилась поднять тему Холокоста? -Знаешь, на эту тему в Литве не принято было говорить. А зачем? Кому надо – прочтут, благо книг о Холокосте вышло не так уж мало. Но Руту удивляло то, что даже образованные люди старшего поколения не знают ничего об этом, и, главное, не хотят знать, не хотят понять, как такое вообще могло случиться на их литовской земле? Почему 20 тысяч адекватных литовских мужчин оказались причастны к убийствам евреев. А все началось с обыкновенной справки. Руте понадобилась справка, что она – из семьи политрепрессированных. Она знала, что ее дед пострадал от сталинских репрессий. Рута всегда считала, что ее дедушка герой. Первое потрясение ожидало внучку в архивах КГБ. Она узнала, что в годы немецкой оккупации он входил в специальную комиссию и составлял список советских активистов своего города. Похоже, что все были евреями. А спустя два дня они были расстреляны. -И Рута стала «копать»? -Да. Она побывала и на лекциях литовского историка, который рассказал, что за первые три месяца оккупации было уничтожено 96% граждан Литвы еврейского происхождения. Их называли литваками. Среди них были врачи, адвокаты, учителя, музыканты, портные, ученые. Практически все они были уничтожены летом и осенью 1941 года. Спаслись лишь те, кто сумел выехать из страны. Но самый настоящий ужас Рута испытала тогда, когда узнала, что в карательных операциях своих еврейских земляков принимали участие литовцы. Она побывала в деревнях и даже поговорила со свидетелями таких преступлений. Старики помнили, что творили их соседи, служившие у немцев. Как они избивали, как уводили на расстрел евреев, как потом приносили домой снятые с них вещи: золотые изделия, детские ботиночки. Да, детские ботиночки… Знаешь, Рута рассказывала, что они были обычными деревенскими парнями. Им сказали – надо охранять, они охраняли. Потом сказали – стрелять, они стреляли. Их никто не заставлял! Они делали все сами. Добровольно! За «такую» работу платили или деньгами, или вещами убитых. Никто не отказывался. Чего отказываться? Да и не грех вовсе евреев убивать. Они же не наши, не литовцы. -Книга вышла? -Да. «Наши». Так называется. Книга «взорвала» литовское общество, как бомба! Она и писала эту книгу для литовцев, чтобы они знали. Она написала многое со слов свидетелей, которые просили даже не упоминать их. Почему? Боялись! Боялись, что придут дети, внуки убийц и расправятся с ними. Уму непостижимо! Прошло столько лет, а люди бояться говорить правду! Более того, за все эти годы к ним не пришли и не спросили, как было. А миру говорят – свидетелей нет! Есть! Евреев убитых нет! Убийц нет! А свидетели живы. Они все помнят. -И как литовцы восприняли книгу? -Литва прочла. Содрогнулась. Заплакала. Но не вся… На Руту обрушился гнев недовольных сограждан. От нее отвернулись друзья, родственники. Она стала литовским Павликом Морозовым. Как посмела написать такое о благополучной Литве? Как? Такого не может быть! Она шокировала многих своих сограждан и ее не простили. -А где сейчас живет Рута? -Она в Израиле. Пишет книгу. Новую. Должны ли люди знать правду о своей стране? Обязательно! Какой бы горькой она не была!

Беседа: По ком звонит колокол…
© Аргументы Недели