Войти в почту

Ключевое условие появления в портах Эстонии грузов из РФ назвал эксперт

Делегация из Эстонии в рамках ПМЭФ обсудит с Россией вопросы транспортной отрасли, в том числе использование портовой инфраструктуры и пассажирские перевозки. Президент Российской ассоциации прибалтийских исследований, профессор СПбГУ Николай Межевич называет отказ от русофобии ключевым условием появления в портах Эстонии грузов из РФ. Делегация из Эстонии на ПМЭФ В Петербургском международном экономическом форуме примет участие делегация из Эстонии во главе с министром экономики и инфраструктуры Эстонии Таави Аасом, сообщают эстонские и российские СМИ. Он намерен встретиться на полях форума с министром транспорта России Евгением Дитрихом, чтобы обсудить вопросы транспортной отрасли, в том числе использование портовой инфраструктуры и пассажирские перевозки. Для эстонско-российских отношений «важны визиты, которые проходят с глазу на глаз», отметил Аас. «На прошлом форуме в Петербурге не было ни одного официального лица из Эстонии, Латвии или Литвы, хотя министр экономики страны Кадри Симсон и получила официальное приглашение. Она долго не давала ответ, а потом написала, что ее не будет. При разном отношении к ПМЭФ очень важно понимать, что это серьезнейше фундаментальное и универсальное место встречи, реагирующее на мировую конъюнктуру. Если ты не приходишь, то ты не встречаешься вовсе. Еще один важный момент, который придумали не мы, а Европа, заключается в том, что невозможно иметь крайне негативное отношение к политике и позитивное в экономике. Здесь будет достаточно нескольких примеров. Недавняя поездка спикера парламента Эстонии на встречу с коллегами из центральных европейских государств, где они осуждали российскую угрозу, и критика в адрес решения ПАСЕ о возвращении России, наглядно показывают ориентацию Таллина на прежний курс. Ситуацию не изменил даже последний визит президента Керсти Кальюлайд в Москве», - комментирует ФБА «Экономика сегодня» Межевич. Напомним, что последняя российско-эстонская встреча на высшем уровне до визита Кальюлайд состоялась около десяти лет назад. Тем не менее, эстонский президент назвала свой визит ясным сигналом о готовности к взаимодействию с Россией. К числу общих интересов двух стран, который поднимался на уровне президентов, эксперты как раз отнесли транспортную сферу, и вопросы транзита. Здесь стоит отметить, что в последние годы порты Прибалтики демонстрируют спад объема грузоперевозок. Загрузка портовой инфраструктуры Эстонии Как отмечает старший научный сотрудник Центра европейских исследований ИМЭМО РАН Владимир Оленченко, сейчас Таллин надеется на то, что от России поступят какие-то дополнительные загрузки их транзита, так как именно российские грузы обеспечивали примерно до 60% перевозок через эстонские порты, в основном через их территорию экспортировались углеводороды. Но для Москвы в свою очередь очень важно понимать, что Эстония не использует прибыль от транзита для дальнейшей милитаризации ситуации на российских границах. «Русофобская политика предполагает весьма скромные экономические контакты, поэтому при сохранении дикой политической ангажированности рассчитывать на сохранение грузопотоков Эстонии не стоит. На завтрашней встречи будет доброжелательная атмосфера, поскольку с эстонской стороны приедут люди, понимающие значимость экономических контактов с РФ. В частности Тийт Вяхи, бывший премьер министр и совладелец порта Силламяэ. Это настоящий транспортник, который не имеет никаких предубеждений в вопросе экономического сотрудничества с России. Но такие как он люди сегодня находится на периферии эстонского политического класса, где заработавшие состояние на торговле с РФ бизнесмены осуждаются с точки зрения морали. Бывший мэр Таллина Таави Аас также имеет репутацию спокойного и вменяемого человека. Но общее политическое настроение в Эстонии таково, что они предпочитают иметь, как можно меньше контактов с РФ. Ни о каком полноценном экономическом сотрудничестве в таких условиях говорить не приходится», - считает Николай Межевич. Спад объема грузоперевозок через Эстонию эксперты связывают в первую очередь со стремлением России сосредоточиться на своей инфраструктуре, перенаправив грузопоток в направлении Санкт-Петербурга и Ленинградской области. По словам эксперта, последние 20 лет мы активно работали над проектом комплекса портовых сооружений в Финском заливе, вложив в него миллиарды долларов. Теперь, когда 90% всего проекта успешно сложилось, возникает резонный вопрос – а зачем нам вообще кормить своего конкурента и даже потенциального противника, который размышляет над закупкой военных систем, угрожающих безопасности РФ.

Ключевое условие появления в портах Эстонии грузов из РФ назвал эксперт
© ФБА "Экономика сегодня"