Ещё

Как транзитный «облом» Прибалтики поднимает экономику России 

Из-за активизации России порты Балтийского бассейна стремительно теряют транзитные товаропотоки — упущенные прибыли исчисляются десятками миллионов евро. В порту Таллин контейнерооборот снизился на 4,2% до 183,65 тысяч TEU (двадцатифутовый эквивалент), Лиепая — на 34,6% до 2,18 тысячи. В перспективе Прибалтика все ближе подходит к полной потере грузооборота российских товаров, что РФ оборачивает существенными прибылями для себя.
Прибалтийские порты стремительно теряют российский грузооборот
Согласно отчетам стран Балтии, портовый грузооборот Литвы, Латвии и Эстонии с января по ноябрь 2016 года снизился на 5,2 процента. Это уже не первый «провал» в статистике — работа Москвы по отказу прибалтийских портов в пользу российских становится все более очевидной. Менее чем через два года нефтепродукты РФ окончательно покинут порты стран Балтии. Параллельно в порты РФ уходят и другие грузы.
"Советский Союз создал довольно удобную систему перевозки и транзита грузов, завязанную на прибалтийской инфраструктуре, но с распадом СССР стала очевидной необходимость менять эту логистику, — прокомментировал ФБА «Экономика сегодня» эксперт по безопасности морских перевозок Андрей Волошин. — И дело не только в русофобии, которую декларируют Литва, Латвия и Эстония, хотя недружественное отношение также сыграли свою роль. Россия начала переориентацию поставок нефтепродуктов на экспорт через порты в Прибалтике в пользу собственных мощностей. Есть и другой, не менее важный товар, поставки которого РФ постепенно наращивает — зерно. Его оборот также переводится на отечественные порты.
При этом Россия целенаправленно модернизирует свои порты, тогда как Прибалтика не считала нужным вкладывать деньги в такие проекты. В свое время Лукойл и Транснефть предлагали Латвии передать им порт Вентспилс. Такой шаг гарантировал бы «перевалку» получаемой по трубопроводам нефти на танкеры для отправки морем именно в этом порту, сохранив его грузооборот и доходы. Но латвийское руководство сочло это нарушением государственных интересов. В итоге переправка нефти сегодня переориентирована на отечественные порты Приморск и Новороссийск, которые сами перегружают «черное золото» и прибыли остаются в России".
Балтия проиграла битву за российские грузы
Российские порты за последние годы существенно улучшили свою инфраструктуру, что позволило «отвоевать» у Прибалтики огромные объемы транзита
В 2015 году году в Прибалтике переваливалось порядка 9 миллионов тонн российских нефтепродуктов, в 2016-м этот показатель упал до 5 миллионов. К 2018 году российские чиновники планируют довести этот показатель до нулевого уровня. В этом году объем перевалки нефтепродуктов через порт Приморск ожидается на уровне 15 миллионов тонн, в первые полгода показатель превышал 7,55 миллиона. В 2017 году объемы перевалки дизтоплива вырастут до 17 млн тонн, в 2018 — до 25 млн тонн. При этом прибалтийские порты остаются фактически без российских экспортеров, а значит, без работы и прибылей.
Латвийский порт Вентспилс, так как именно здесь в советское время был проложен трубопровод, занимал главное место в сфере транзита российских нефтепродуктов во времена СССР. До развала Союза латыши переваливали более 30 млн тонн российской нефти и нефтепродуктов в год. На загрузке этого порта российской нефтью Латвия зарабатывала до 10% бюджета страны. В 2016 году, по прогнозу, объемный показатель в очередной раз упадет в разу и не превысит 2 млн тонн. При этом за последние 10 лет грузопоток через российский порт в Усть-Луге вырос более чем в 20 раз: с 3,8 млн тонн грузов в 2006 году до 87,9 млн тонн в 2015-м. И процесс продолжается.
"Прибалтийские порты продолжат терять российские грузопотоки — как известно, чиновники Литвы, Латвии и Эстонии уже выражали обеспокоенность этим фактом и ездили на переговоры в Москву. Не думаю, что Кремль изменит свою политику по переориентации российских грузов с прибалтийских портов на российские –статистические данные как РФ, так и Балтии на это не указывают. Все это — явный показатель, что антироссийские настроения могут сыграть против пропагандирующего их государства. Но Москва в последние годы ведет неожиданную политику и, возможно, при смене политической риторики Литвой, Латвией и Эстонией у них появится шанс на возобновление взаимовыгодного сотрудничества с РФ. Не думаю, что русофобские настроения укоренились в государствах Балтии навечно — когда-то они должны будут закончиться. Тогда и возобновится здравый экономический диалог Москвы с Таллином, Ригой и Вильнюсом. Однако прежних объемов транзита российских грузов им не получить уже никогда", — полагает эксперт.
Комментарии
Читайте также
Новости партнеров
Новости партнеров
Больше видео