Войти в почту

Как транзитный "облом" Прибалтики поднимает экономику России

Из-за активизации России порты Балтийского бассейна стремительно теряют транзитные товаропотоки – упущенные прибыли исчисляются десятками миллионов евро. В порту Таллин контейнерооборот снизился на 4,2% до 183,65 тысяч TEU (двадцатифутовый эквивалент), Лиепая — на 34,6% до 2,18 тысячи. В перспективе Прибалтика все ближе подходит к полной потере грузооборота российских товаров, что РФ оборачивает существенными прибылями для себя. Прибалтийские порты стремительно теряют российский грузооборот Согласно отчетам стран Балтии, портовый грузооборот Литвы, Латвии и Эстонии с января по ноябрь 2016 года снизился на 5,2 процента. Это уже не первый "провал" в статистике - работа Москвы по отказу прибалтийских портов в пользу российских становится все более очевидной. Менее чем через два года нефтепродукты РФ окончательно покинут порты стран Балтии. Параллельно в порты РФ уходят и другие грузы. "Советский Союз создал довольно удобную систему перевозки и транзита грузов, завязанную на прибалтийской инфраструктуре, но с распадом СССР стала очевидной необходимость менять эту логистику, - прокомментировал ФБА "Экономика сегодня" эксперт по безопасности морских перевозок Андрей Волошин. – И дело не только в русофобии, которую декларируют Литва, Латвия и Эстония, хотя недружественное отношение также сыграли свою роль. Россия начала переориентацию поставок нефтепродуктов на экспорт через порты в Прибалтике в пользу собственных мощностей. Есть и другой, не менее важный товар, поставки которого РФ постепенно наращивает – зерно. Его оборот также переводится на отечественные порты. При этом Россия целенаправленно модернизирует свои порты, тогда как Прибалтика не считала нужным вкладывать деньги в такие проекты. В свое время Лукойл и Транснефть предлагали Латвии передать им порт Вентспилс. Такой шаг гарантировал бы "перевалку" получаемой по трубопроводам нефти на танкеры для отправки морем именно в этом порту, сохранив его грузооборот и доходы. Но латвийское руководство сочло это нарушением государственных интересов. В итоге переправка нефти сегодня переориентирована на отечественные порты Приморск и Новороссийск, которые сами перегружают "черное золото" и прибыли остаются в России". Балтия проиграла битву за российские грузы Российские порты за последние годы существенно улучшили свою инфраструктуру, что позволило "отвоевать" у Прибалтики огромные объемы транзита В 2015 году году в Прибалтике переваливалось порядка 9 миллионов тонн российских нефтепродуктов, в 2016-м этот показатель упал до 5 миллионов. К 2018 году российские чиновники планируют довести этот показатель до нулевого уровня. В этом году объем перевалки нефтепродуктов через порт Приморск ожидается на уровне 15 миллионов тонн, в первые полгода показатель превышал 7,55 миллиона. В 2017 году объемы перевалки дизтоплива вырастут до 17 млн тонн, в 2018 – до 25 млн тонн. При этом прибалтийские порты остаются фактически без российских экспортеров, а значит, без работы и прибылей. Латвийский порт Вентспилс, так как именно здесь в советское время был проложен трубопровод, занимал главное место в сфере транзита российских нефтепродуктов во времена СССР. До развала Союза латыши переваливали более 30 млн тонн российской нефти и нефтепродуктов в год. На загрузке этого порта российской нефтью Латвия зарабатывала до 10% бюджета страны. В 2016 году, по прогнозу, объемный показатель в очередной раз упадет в разу и не превысит 2 млн тонн. При этом за последние 10 лет грузопоток через российский порт в Усть-Луге вырос более чем в 20 раз: с 3,8 млн тонн грузов в 2006 году до 87,9 млн тонн в 2015-м. И процесс продолжается. "Прибалтийские порты продолжат терять российские грузопотоки – как известно, чиновники Литвы, Латвии и Эстонии уже выражали обеспокоенность этим фактом и ездили на переговоры в Москву. Не думаю, что Кремль изменит свою политику по переориентации российских грузов с прибалтийских портов на российские –статистические данные как РФ, так и Балтии на это не указывают. Все это - явный показатель, что антироссийские настроения могут сыграть против пропагандирующего их государства. Но Москва в последние годы ведет неожиданную политику и, возможно, при смене политической риторики Литвой, Латвией и Эстонией у них появится шанс на возобновление взаимовыгодного сотрудничества с РФ. Не думаю, что русофобские настроения укоренились в государствах Балтии навечно – когда-то они должны будут закончиться. Тогда и возобновится здравый экономический диалог Москвы с Таллином, Ригой и Вильнюсом. Однако прежних объемов транзита российских грузов им не получить уже никогда", - полагает эксперт.

Как транзитный "облом" Прибалтики поднимает экономику России
© ФБА "Экономика сегодня"