Войти в почту

Правительство Эстонии отказалось от принудительного перехода на госязык

Новый министр образования и науки Эстонии, член левой Центристской партии Майлис Репс готова предоставить ряду гимназий с русским языком обучения право отказаться от обязательного перехода на эстонский язык обучения, однако условия для этого восприняты самими заведениями как необычайно сложные. Так сегодня, 28 ноября, корреспонденты эстонского телеканала ETV+ оценили планируемое нововведение. Сами директора русских гимназий не спешат давать оценку предложению Министерства образования, как и отвечать на вопрос о готовности к такому переходу. Правительство решило отказаться от принудительного перехода на госязык в пропорции 60/40: 60% учебных программ на эстонском языке, 40% — на остальных. Соответственно, ученики получат возможность изучать, скажем, географию на родном языке, а не на эстонском, как сейчас. Взамен планируется ввести углубленное изучение эстонского языка, но именно на уроках эстонского языка. В рамках пилотного проекта, рассчитанного на шесть лет, правительство станет ежегодно выделять миллион евро тем гимназиям, которые подадут ходатайства с просьбой перейти на более гибкое обучение. На сегодняшний день такую возможность планируется предоставить четырем учебным заведениям. В результате «послаблений» от таких гимназий потребуется знание госязыка выпускниками на уровень не ниже С1 (идеальное владение эстонским языком не его носителем, требуют от иноязычных руководителей высшего и среднего звена). Нынешние требования к тем же ученикам на уровень ниже — B2. Директор Тынисмяэской реальной школы Нина Сытник считает, что процент учеников, который осилит С1 в лучшем случае — одна треть учащихся. Директор Линнамяэского русского лицея Сергей Гаранжа высказал похожую точку зрения. «Сдать экзамен на С1 — это практически недосягаемо для подавляющего большинства ребят. Даже тех, которые изучают предмет в раннем погружении или позднем погружении». Директор Нарвской школы для взрослых Елена Каврус отметила: «Если это будет условием окончания гимназии, то есть наши выпускники будут обязаны сдавать язык на категорию С1, то для нас это нереально». Директор Гаранжа готов принять участие в пилотном проекте, но лишь после того, как ознакомится со всеми документами. Пока же проекта нет и на бумаге. «Если мы увидели, что система 60/40 пробуксовывает, то перед тем, как перейти на новую систему, надо все разложить по полочкам, все проанализировать», — сказал Сергей Гаранжа. В свою очередь, министр образования Эстонии Майлис Репс говорит, что С1 — это в первую очередь ориентир. По словам Репс, если через 2−4 года уровень достигнут не будет, то готовы снизить планку до В2. «Тогда учеников разделят на группы: одни пойдут по плану C1, другие — по плану B2. Параллельно мы будем изучать, что не получилось, где возникли проблемы», — пояснила Репс. Как сообщало ИА REGNUM ранее, премьер-министр Эстонии, председатель Центристской партии Юри Ратас раскритиковал пропорцию 60/40 в учебных заведениях с русским языком обучения. По его словам, «с гимназическим образованием 60 на 40 у нас все в порядке только на бумаге, а в реальности система не работает». Аргументируя свою позицию, он сообщил, что в русских гимназиях страны до их пор нет учебников, рабочих тетрадей, методичек, не существует и самой методики преподавания эстонского языка как иностранного. Он добавил, что в XXI-м веке неприемлемыми являются методы «навязывания в ультимативной форме» процентов обязательного преподавания на государственном языке.