Войти в почту

10 правил выбора подержанного автомобиля

Подержанные автомобили бывают разные: битые и небитые, с одним владельцем и со множеством, проблемные и нет, иномарки и отечественные, с оригиналом ПТС и с дубликатом. Разумеется, в каждом случае будут свои нюансы. Но есть и общие правила, которых стоит придерживаться при выборе подержанного автомобиля.

10 правил выбора подержанного автомобиля
© Свободная пресса

Правило первое. Определитесь с бюджетом

Выбор подержанного автомобиля всегда начинается с подсчета денег. И это на самом деле очень важный момент. Гораздо важнее, чем обычно думают. Вы точно должны понимать, сколько денег вы готовы потратить на автомобиль. Не должно быть никаких размытых цифр типа 400-450 тысяч. Должна быть четкая цифра типа 438 000 рублей – это те деньги, которые у вас есть.

Второй момент. Не нужно тратить на покупку автомобиля все деньги. Вы всегда должны оставлять денежную подушку на случай ремонта и мелких неприятностей. Это нужно делать по двум причинам. Во-первых, так вам не нужно будет особо переживать, если вдруг в машине что-то сломается. А, как показывает практика, всегда что-то ломается или всегда нужно что-то поменять. Как минимум моторное масло с фильтрами. Во-вторых, имея в запасе деньги, вы не будете экономить на диагностике и проверке автомобиля.

Сколько же нужно оставлять? Я всегда советую оставлять минимум 10% от тех денег, что у вас есть. К примеру, есть у вас 438 000 рублей. Значит, 43 000 должны остаться у вас в загашнике, а машину вы должны купить примерно за 395 000 рублей. Однако это не значит, что вы не должны смотреть машины дороже 400 000 рублей. Вы можете их смотреть, держа в уме то, что с владельцем можно будет поторговаться.

Правило второе. Определитесь с машиной, которую будете искать

Часто бывает так, что человек знает свой бюджет, но не знает, что будет искать за эти деньги. Поэтому бросается на все, что увидит на сайтах объявлений. Так делать нельзя. Нужно обязательно знать, какую машину будете искать. Их может быть две или три, но они должны быть конкретными, типа «Hyundai Solaris 1,6 2013-2014 г.в. на автомате», а не расплывчатыми вроде «полноприводный кроссовер на механике». Причем, чем конкретнее вы обрисуете у себя в голове свой будущий автомобиль, тем лучше. А лучше это по двум причинам. Первая – вы будете точно знать, что искать, поставите фильтры в приложениях (или на сайтах) по поиску автомобилей и не будете отвлекаться на другие машины. Вторая причина – вы сможете по форумам и отзывам изучить типичные проблемы автомобилей, которые ищите, и разобраться в стоимости запчастей, периодичности ТО и других подробностях. Все это поможет вам не только выявить перекупщика, но и обоснованно поторговаться.

Правило третье. Не смотрите объявления с заниженной ценой

Запомните – никто не будет продавать нормальную машину по заниженной цене. Если человеку срочно нужны деньги, он идет или в ломбард, или в автосалон, или выставляет автомобиль на аукцион, но уж точно не тратит время на показы потенциальным покупателям. Заниженные цены используют перекупщики и мошенники для своих целей. Не будем пока что на этом останавливаться. Просто учтите это.

Узнать, занижена ли цена на автомобиль или нет, проще простого. Во-первых, на самом популярном сайте по продаже машин есть статистика цен, а на большинстве объявлений рядом с ценой высвечивается разница между ценой за данный автомобиль и средней. Во-вторых, есть куча всяких надстроек для браузера, которые умеют считать разницу со средней ценой. В-третьих, среднюю цену вы можете посчитать и сами, вспомнив пятый класс средней школы.

Правило четвертое. Смотрите объявления внимательно

Просматривайте объявления внимательно. По одному только внешнему виду объявления можно иногда сделать массу выводов о том, стоит ли смотреть автомобиль или нет. Например, если в описании всего две строчки типа «Машина в идеальном состоянии, все ТО вовремя» или вообще нет никаких комментариев продавца, можно на 90% сказать, что это перекупщик.

Также нужно смотреть на фотографии. Часто люди фотографируют повреждения, которые есть. А иногда на фотографиях можно заметить явные признаки того, что машину продает автосалон, а не частник. О том, чем плохи перекупщики, мы поговорим в следующий раз. Сейчас нужно запомнить только то, что к перекупщикам стоит идти только тогда, когда других вариантов уже нет.

Какие признаки могут выдать автосалон? Всякие мелочи. Например, бирка на ключах, или одноразовые коврики, или обработанные чернителем шины, или салон без признаков жизни. Обращайте внимание на то, кто написан в поле «продавец». Перекупщики и автосалоны часто пишут не имя, а «хозяин», «продавец», «владелец», «по солярису» и так далее. Еще обращайте внимание на место встречи. Перекупщики и автосалоны, как правило, указывают только город. Частники же указывают улицу или хотя бы метро.

Правило пятое. Задавайте вопросы по телефону

Не раз наблюдал картину, как покупатель звонит по телефону и почти сразу начинает договариваться о встрече. Если вам дорого ваше время, то перед встречей поинтересуйтесь состоянием автомобиля, тем, кто его продает, наличием оригинального ПТС. Осведомитесь о том, где обслуживалась машина, как эксплуатировалась, кто на ней ездил, что последнее в ней делалось, что барахлит и так далее. Не надо думать, что никто вам ничего не скажет по телефону. Не говорят обычно только перекупщики. Частники же с удовольствием все рассказывают. Не говорю, что рассказывают они всегда всю правду, но, как правило, не лгут, только приукрашивают.

Правило шестое. Первым делом проверяйте документы

Первым делом всегда проверяйте документы. Пробивайте их по всем известным вам базам данных. В их числе должны быть как минимум сайт ГИБДД и сайт Федеральной нотариальной палаты. Для жителей Москвы и Московской области обязательным будет ещё сайт Avtokod.mos.ru. Кстати, проверить машину по базам в большинстве случаев удается ещё из дома. Нужно просто спросить у владельца VIN автомобиля.

Обязательно сверяйте VIN в ПТС и на автомобиле. Удостоверьтесь, что машину продает именно тот, кто указан в качестве собственника в ПТС, не постесняйтесь попросить у продавца паспорт, если нужно.

Правило седьмое. Верьте только своим глазам

На осмотре автомобиля никогда не верьте тому, что говорит вам продавец. Он может говорить правду, но не ту, которую вы хотели бы услышать. При этом человек не будет лгать, он будет просто недоговаривать. Если же вы все-таки попадете на перекупщика, берегите уши. Иначе они могут оказаться в лапше.

Проверять машину лучше всего с профессионалом или с приборами. Как минимум с толщиномером. Благо, их сейчас легко можно взять в аренду. Только заранее посмотрите возможный диапазон толщины ЛКП автомобиля, который будете осматривать, иначе показания прибора, могут привести вас к неверным выводам. Неплохо бы еще продиагностировать двигатель и электрику, но в принципе это можно сделать и на финальном этапе уже на сервисе.

Помимо проверки кузова прибором, «ощупайте» всё глазами. Обращайте внимание на сколы, потертости, зазоры. Все должно быть симметрично. Проверьте даты выпуска стекол, ремней безопасности и так далее.

Осматривать салон нужно с еще большим пристрастием. Не верьте показаниям одометра. Они могут быть скорректированными. Лучше посмотрите на состояние кресла, руля, подлокотников, рычага КПП, ручника, педалей – они наилучшим образом выдают действительный пробег автомобиля.

Правило восьмое. Проводите тест-драйв

Искренне не понимаю людей, которые покупают машину, даже не прокатившись на ней. Не понимаю тех, кто так покупает новые машины. И тем более не понимаю тех, кто покупает так подержанные автомобили.

Во время тест-драйва выключите музыку, обратите внимание на все посторонние звуки и скрипы, запомните их. Посмотрите, чтобы руль стоял прямо при движении, чтобы машину не уводило в сторону. Если можно, проверьте работу АБС и тормозов. Прислушайтесь к звуку двигателя, обратите внимание на то, как работает коробка передач: нет ли рывков, не плавают ли обороты.

Правило девятое. Загоняйте машину на СТО

После того, как вы провели осмотр автомобиля и вам все или почти все понравилось, вы обычно принимаете решение о покупке или о не покупке. Если готовы купить автомобиль, не спешите составлять договор купли-продажи или оставлять задаток. Загоните машину на СТО. Диагностика обойдется вам от 500 до 2000 рублей в зависимости от того, что вы захотите проверить. Обязательно стоит проверять подвеску и расспросить мастера о том, что и сколько еще проходит и во сколько обойдется ремонт. Еще я бы рекомендовал провести компьютерную диагностику. Остальное – на ваше усмотрение.

Если при тест-драйве вы слушали какие-то звуки, обязательно расскажите об этом тому, кто осматривает автомобиль. Он должен пояснить вам природу этих звуков и показать, откуда они исходят.

Очень часто люди игнорируют этот этап проверки автомобиля, а потом попадают на крупные ремонты. Отчасти они игнорируют этот этап из экономии средств, отчасти из-за того, что устали сами и им неудобно отнимать у продавца очень много времени. Не стесняйтесь. И не прижимайте деньги на диагностику, тем более, что вы должны были отложить 10% как раз для этих целей.

Правило десятое. Договор купли-продажи

Многие по ошибке считают, что составлять договор купли-продажи должен юрист или какой-то специально обученный человек. Это не так. На самом деле обычный рукописный договор имеет точно такую же юридическую силу. Повторяю: точно такую же. Главное, чтобы договор купли-продажи был написан одной ручкой и одним почерком, без исправлений. Составлен договор должен быть между вами и собственником, указанным в ПТС. Никаких третьих лиц быть не должно. Всего нужно будет написать три договора купли-продажи: для вас, для продавца и для ГИБДД.

Изменения в ПТС вносить нужно тоже самостоятельно. В ГИБДД ставят только печать. Без подписи прежнего владельца в ПТС, инспектор в МРЭО вас просто не примет.