Войти в почту

Движению вернут здравый смысл

Готовящиеся изменения в Правила дорожного движения делаются по европейскому образцу. Насколько они будут удобны российским автомобилистам и как быстро к ним привыкнут?Одно из изменений касается правил проезда перекрестков с круговым движением в России. Наконец-то будет четко прописано, что преимущество однозначно получает тот, кто находится на кругу. А не наоборот, как сейчас, когда при отсутствии знака «Уступи дорогу» на практике действует правило правой руки. Это приводит к образованию заторов в таких местах. Это как если бы в уже заполненное людьми помещение кто-то захотел войти, не дав выйти там находящимся. Круговые перекрестки именно с таким (по правилу правой руки) порядком проезда придумали еще в начала ХХ века в Америке. И к середине века настолько разочаровались в них на фоне тотальной автомобилизации из-за пробок и аварий, что до сих пор в США круговые перекрестки — крайне непопулярная форма организации движения. В отличие от Европы, где круги очень популярны, особенно во Франции, Испании и Великобритании. Не на больших автомагистралях, конечно, а прежде всего в городах и на местных дорогах. Весь мир, было дело, начал копировать американцев (мы в том числе), а потом в 1966 году хитрые англичане «всего лишь» поменяли правила: на современном круговом перекрестке должен уступать тот, кому въезжать на него. И статистика многие годы подтверждает их правоту. По сравнению с обычным перекрестком количество серьезных столкновений, в том числе со смертельными исходами, на кругах на 80–90% меньше, поскольку столкновения там происходят не под прямым углом и на меньших скоростях. Количество всех аварий меньше на 40%. Пропускная способность на 15–20% выше, чем у привычного нам кругового движения. Пропускная способность таких кругов на 60–65% выше, чем крестообразных перекрестков со светофорами. Не говоря о том, что меньше загрязняется воздух выхлопами, поскольку меньше пробок. В то же время такие круги не годятся для крупных автомагистралей — там нужны многоуровневые развязки. А также для тех мест, где сложилось маятниковое движение, когда утром, скажем, основная масса едет в одну сторону, а вечером в другую. Реверсивные же полосы на круговых перекрестках не сделаешь. В Москве организованные по новым правилам круговые перекрестки будут особенно эффективны на небольших улицах. Кроме всего прочего, они, как считают эксперты, повышают общую культур вождения, так как стимулируют водителей к сотрудничеству на дорогах, учат соблюдать интересы других участников движения. Если движение плотное, к примеру, уже сейчас водители уступают тем, кто хочет в него встроиться, скажем, с боковой улицы. Так будет и на кругах. Еще одно новшество может коснуться центральных районов городов. Там могут ввести пониженную скорость движения 20–40 км/ч, а также разрешить пешеходам переходить дорогу в любом месте. Автомобилисты могут возмутиться. Однако им стоит признать очевидное: такая поправка всего лишь узаконивает уже установившееся на практике правило. Центральные части городов, по факту, пешеходы считают своим царством. Переход узких улиц вне светофоров, перекрестков и формальных переходных переходов давно стал нормой не только у нас, но и в чинной Европе. Лучше уж поправить Правила дорожного движения в сторону здравого смысла. Потому что чем они к нему ближе, тем безопаснее движение и меньше нарушений.

Движению вернут здравый смысл
© Вечерняя Москва