Войти в почту

Африка спасет мировой автопром

Представляя собой огромный потенциальный рынок для автопроизводителей, Африка становится привлекательной площадкой для размещения производства на фоне общемировой нестабильности на рынках потребления. Одним из первых в Южную Африку пришел автоконцерн Volkswagen, который с участием президента Кении Ухуру Кениаты уже подписал в сентябре 2016 года соглашение с кенийским правительством об импорте с конца текущего года основных запчастей для производства в стране модели Polo, мощностью около 5 тыс автомобилей ежегодно. VW выделяет около $315 млн на расширение своего производства в Южной Африке. К 2017 году немецкий концерн рассчитывает производить около 160 тыс автомобилей ежегодно, увеличив производство на 30% относительно 2015 года. Южноафриканский автомобильный рынок самый большой в регионе. Помимо VW свой интерес к нему также обозначила Toyota Motor, выделившая около $427 млн на возобновление производства на базе своей платформы «Инновационное международное многоцелевое автотранспортное средство» (IMV) впервые за 11 лет. IMV применяется при производстве внедорожников, пикапов, легких грузовиков и седанов марки Toyota и является ключевой платформой для развивающихся рынков. Представители BMW также озвучили свои планы по расширению площади своего сборочного завода в Кении на 50% в 2017 году, рассчитывая сделать его одним из основных своих экспортных узлов. По данным международной организации автомобильной промышленности (OICA) за последнее десятилетие объем африканского автомобильного рынка увеличился на 40% до проданных по итогам 2015 года 1,55 млн автомобилей несмотря на текущее падение цен на энергоресурсы. Однако совокупный объем рынка 54 африканских стран по-прежнему составляет не более 2% от мировых продаж. C учетом роста населения, а следовательно и количества представителей среднего класса, по оценкам OICA, потенциальная емкость африканского рынка достигает 3 млн автомобилей. Осложняют развитие местных производств отсутсвие благоприятной бизнес среды и «цепные забастовки», которые так распространены в регионе. Так в 2013 году после серии забастовок потребовалось около семи недель на урегулирование спора и возобновление производства, отмечает японское деловое издание Nikkei. Однако по словам представителей регионального подразделения оптового дестрибьютора Toyota Tsusho на фоне слабеющей национальной валюты производители стремятся закупать необходимые комплектующие внутри региона и отказаться от импортных поставок, в результате чего отсутвие производства необходимых комплектующих в стране становится проблемой. Как правило крупные автоконцерны рассмативают вопрос локализации производства в случае если могут рассчитывать на объем производства не ниже 200 тысяч автомобилей в год, обечпеченный стабильным спросом. Представители дестрибьютора Toyota в разговоре с Nikkei пояснили, что проблему размеров производства удается решить объединяя линии по производству комплектующих нескольких марок на одном заводе, однако транспортные издержки остаются препятствием. Негативно сказывается на настроениях инвесторов и протекционисткие меры в Южной Африке. В рамках Политики экономической поддержки чернокожего и цветного населения (BEE) власти региона обязали зарубежные компании при локализации производства выкупать в том же сегменте определенную долю тех местных компаний, большинство акционеров которых являются чернокожими. В результате чего зарубежные производители выбирают субподрядчика основываясь не на его конкурентных преимуществах, а руководствуясь требованиями правительства. Дополнительно осложняет локализацию производства в регионе и то, что потребители предпочитают подержанные автомобили новым. Так в Кении около 85% приобретаемых автомобилей уже были в употреблении. Однако более неожиданная проблема возникла с приходом Uber в столицу Кении Найроби в 2015 году. На данный момент перевозчик уже зарегистрировал около 4 тыс водителей. О своих планах по выходу на местный рынок также объявил Lyft. Таким образом Африка вполне может перешагнуть через этап роста автомобильного рынка и прийти к развивающемуся во всеми мире направлению совместного использования автотранспорта.

Африка спасет мировой автопром
© AFP 2016/ Tobias Schwartz