Войти в почту

Россия, Япония и Китай делают шаг к Большой Евразии

В Китае призвали активнее использовать преимущества интеграции и регионального сотрудничества. О вхождении в проект «Один пояс – один путь» размышляют даже в Японии. Как считает президент Российско-китайского аналитического центра Сергей Санакоев, перспективным может оказаться диалог в трехстороннем формате Россия-Япония-Китай, так как совместными усилиями странам по силам выстроить проект Большой Евразии. Преимущества интеграции и регионального сотрудничества Пекин готов проводить гибкую политику при реализации проектов «Один пояс - один путь», согласовывая их с национальными и региональными стратегиями всех стран – участниц. Об этом заявил премьер Госсовета КНР Ли Кэцян на открытии Азиатского экономического форума (АЭФ) в Боао. Кэцян предлагает «совместно формировать структуру инновационного развития и решать проблему замены устаревших драйверов роста новыми эффективными рычагами воздействия». Одной из причин более активного использования преимуществ интеграции и регионального сотрудничества он называет усиливающийся протекционизм отдельных стран. «Все последние пять лет китайцы закладывали именно такой подход в свою инициативу «Один пояс - один путь». Скорее всего, Ли Кэцян тут поясняет, что такая стратегия оправданна и сейчас особенно актуальна на фоне односторонних мер сдерживания со стороны экономических конкурентов. В первую очередь речь идет о США, которые распространяют мифы об угрозах Китая и доктрине «Один пояс - один путь». Вашингтон пытается представить ее как некую экспансию Пекина в попытке навязать партнерам свои правила. Но такое представление очень далеко от реального положения дел, о чем Ли Кэцян и дает понять. Что касается сопряжения с ЕАЭС, то сотрудничество в этом направлении пока продвигается не так активно, как могло бы развиваться. Из «инвестиционного пирога» в размере около 200 млрд долларов, который Китай ежегодно направляет на зарубежные проекты, на все страны ЕАЭС приходится доля около 6-7%, в то время как на Северную Америку и Европу в совокупности 70%», - отмечает в разговоре с ФБА «Экономика сегодня» Сергей Санакоев. Напомним, что инициатива Пекина под названием «Один пояс - один путь» предполагает заключение двусторонних меморандумов о сотрудничестве с государствами, расположенными на пути транспортных евразийских маршрутов. Вдоль территории этих стран пройдут так называемые «экономические коридоры развития». На данный момент уже подписано более 40 документов в рамках проекта. Диалог России, Китая и Японии Российские эксперты называют участие в проекте нового Шелкового пути прагматичным. Как отмечает замдиректор института стран Азии и Африки МГУ Андрей Карнеев, все вопросы снял подписанный лидерами РФ и Китая Владимиром Путиным и Си Цзиньпином документ о сопряжении Евразийского экономического союза (ЕАЭС) и Экономического пояса Шелкового пути. Планы Пекина осуществлять инвестиции в инфраструктуру, а также в развитие промышленной и финансовой кооперации на территории РФ с упором на транспортную составляющую говорит о комплексном подходе к реализации проекта. Стоит отметить, что о вхождении в проект «Один пояс – один путь» размышляют и традиционные соперники Китая в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Накануне перспективы присоединения к китайскому проекту обсуждали в Японии. Премьер-министр Японии Синдзо Абэ связал участие Токио в инициативе с выполнением Китаем нескольких условий, среди которых финансирование целевой страны, которая находится в зоне «Одного пояса - одного пути», окупаемость, прозрачность и открытость осуществляемых внутри проектов. «Как я недавно уже отмечал на российско-японской конференции, перспективным может оказаться диалог в трехстороннем формате Россия-Япония-Китай. Слишком много амбиций, противоречий и былых исторических ран накопилось у Токио и Пекина, чтобы общаться один на один. Очень часто ситуация сводится к тому, что стороны резко меняют переговорную позицию или выходят из переговоров от незначительного на первый взгляд заявления или кейса другой стороны. В таком переговорном процессе России было бы полезным оказать содействие, чтобы в будущем совместными усилиями выстроить проект Большой Евразии», - считает Санакоев. Напомним, что с инициативой создания «большого евразийского партнерства» еще в 2016 году выступил президент России Владимир Путин. Суть его концепции заключается в повороте РФ на Восток и развитие отношений с Японией и Китаем, но при этом Москва сохраняет наработанные связи с Европой. В случае успеха проекта Большой Евразии Россия способна занять ключевое место на пересечении цивилизаций, обеспечивая не только торговлю и взаимосвязь между европейскими и азиатскими странами, но и став мостом для различных культур.

Россия, Япония и Китай делают шаг к Большой Евразии
© ФБА "Экономика сегодня"