Войти в почту

Река погибших кораблей

Легенда флота Юрий Сенатский самый знаменитый специалист по аварийно-спаcательным и судоподъемным операциям. Об одной из них он рассказал «ВМ».В не большой квартирке у станции метро «Проспект Мира» живет человек-легенда, контр-адмирал Юрий Константинович Сенатский. Он поднимал с морского дна затопленные корабли и подводные лодки, спас многие жизни. Одной из самых памятных операций для Юрия Константиновича стала командировка в Читтагонг. СДЕЛАТЬ СКАЗКУ БЫЛЬЮ В 1947 году англичане разделили уходящую из имперских рук колонию Британская Индия на два государства — Индию и Пакистан. Клубок противоречий между ними позволял Альбиону по-прежнему влиять на политику в регионе, но долго удерживать ситуацию под контролем британцам не удалось. В конце 1971-го в Восточном Пакистане, в Бенгалии, вспыхнуло национальное восстание, активно поддержанное Индией. Пакистан свое отдавать не хотел, но чрезвычайно кровавый вооруженный конфликт через месяц закончился его поражением. Было провозглашено новое государство — Народная Республика Бангладеш (НРБ). — Как писали тогда в газетах: «Ворота жизни Бангладеш — порт Читтагонг — снова открыты», — вспоминает Сенатский. — А местные жители относились к нам как к спасителям. Они понимали, что это мы избавили их от голодной смерти. В Бангладеш семья, где 5–6 детей, — это фактически бездетная семья. Норма — 11–12 детей. Всех их надо кормить, и ртов только прибавляется. Когда я прилетел в Бангладеш в 1972-м, население страны составляло 64 миллиона человек. Когда улетал в 1974-м — уже 91 миллион... ПОДНЯЛИ НЕПОДЪЕМНОЕ ...Пароход «Сурма» поднять было невозможно. Не было еще такого в мировой практике судоподъема, чтобы кто-то смог сделать подобное. Сухогруз водоизмещением 15 000 тонн лежал на грунте на глубине 12 метров, пробитым правым бортом погрузившись в ил наполовину. У замкомандира по судоподъемным работам ЭОН-12 ВМФ СССР капитана 1-го ранга Юрия Сенатского было другое мнение. Он уже был рекордсменом — первым в мире сумел поднять подлодку с глубины 200 метров. Из трюмов «Сурмы» грунтососом за несколько месяцев откачали 25 тысяч кубометров ила. Проделали в бортах судна дыры, а через них протянули тросы с цепями. Мощные краны, поочередно давая на эти цепи нагрузку, разрезали «утопленницу» на части, поднять которые было уже делом техники. Всего за время работы в Бангладеш ЭОН-12 нашими моряками было поднято с глубин до 30 метров 26 судов общим водоизмещением около 100 тысяч тонн. В юной стране еще не было государственных наград, поэтому всем советским матросам, старшинам, мичманам и офицерам вручили на память награды, отлитые из переплавленных бронзовых винтов «Сурмы». Такая кустарно отчеканенная медаль хранится дома и у Юрия Сенатского. ДОСЬЕ Юрий Константинович Сенатский родился 13 октября 1924 года. На военном флоте с 1940 года — от воспитанника 2-й Ленинградской спецшколы ВМФ до контр-адмирала. В 1944-м младшим лейтенантом участвовал в десантных операциях Балтфлота. После войны окончил Высшее военно-морское инженерное училище им. Ф. Э. Дзержинского. Участвовал во многих спасательных и судоподъемных работах. За операцию в Бангладеш награжден орденом Трудового Красного Знамени. СПРАВКА В составе экспедиции особого назначения-12 (ЭОН) участвовали в оказании помощи Бангладеш около 1500 человек. Еще полторы сотни моряков служили на тральщиках, разминировавших Бенгальский залив. Советские военнослужащие не чувствовали себя оторванными от Родины. Радисты регулярно принимали радиотрансляции из СССР. У ЭОН был свой самолет Ил-18. Два раза в месяц он летал в Москву, привозил почту, газеты. Адрес экспедиции был столичный — «Москва-100». ЦЕНА ВОПРОСА Пока наши военные моряки оказывали бескорыстную помощь в Читтагонге, для очистки небольшого бангладешского порта Чална был создан международный консорциум. За подъем четырех затопленных там судов американцам, итальянцам и югославам ООН заплатила 10 миллионов долларов.