Войти в почту

Спасти и подвезти: тяжелый экраноплан "Спасатель" станет снабженцем армии РФ в Арктике

Создание сверхтяжелого экраноплана "Спасатель", способного садиться на любую поверхность, обусловлено активным освоением Россией арктического региона. Об этом ФБА "Экономика сегодня" рассказал заслуженный военный летчик РФ Владимир Попов.

Спасти и подвезти: экраноплан "Спасатель" снабдит армию РФ в Арктике
© mil.ru

"В России от советских разработок осталось два экраноплана на Каспии – когда я возглавлял пограничную авиацию РФ мне предлагали взять эти машины на вооружение. С одной стороны, техника уникальна своей универсальностью – это гибрид самолета и корабля, впитавший лучшие их характеристики. Но для Погранвойск они не подошли из-за неэкономичности – пограничный наряд в 5-10 человек и две собаки возить на огромных машинах невыгодно.

Но условия Арктики – дело другое. Это огромные расстояния без дорог и инфраструктуры, где нужно оперативно перебрасывать грузы и военную технику, а при необходимости быстро проводить спасательные операции. Сверхтяжелые экранопланы там будут незаменимы. Опыт СССР в создании таких машин уникален, проблемой станет обеспечение их работы в условиях экстремально низких температур. Но и эта задача конструкторам РФ вполне под силу ", - отмечает генерал.

Российские СМИ рассказали, что для российской армии военных разрабатывается сверхтяжелый транспортно-десантный экраноплан, способный садиться не только на воду, как его предшественники, но и на сушу. Предположительно машина длиной 93 метра с размахом крыльев в 71 метр будет называться "Спасатель" и работать в основном в Арктике. Создание опытного 600-тонного образца включено в госпрограмму вооружений на 2018–2025 годы. Основное назначение экраноплана - поисково-спасательные работы и доставка снабжения в дальние арктические гарнизоны.

"Отличительная особенность экраноплана – его скорость, что в условиях арктических расстояний становится серьезным козырем. Эти машины могут идти на скорости до 600 километров в час, как самолеты. Там, где сквозь паковые льды толщиной от 3 метров корабли пройти не могут, экранопланы становятся им идеальной альтернативой.

Но у любой техники есть нюансы. Экраноплан для посадки все же требует подготовленного места – не условия аэродрома, а что-то вроде вертолетной площадки", - подчеркивает военный летчик.

Экраноплан сможет летать на дальние расстояния

Экраноплан по своей сути – судно, которое летает над водой за счет аэродинамических особенностей крыла и корпуса. Конструкция создает аэродинамический "экранный" эффект, поддерживающий машину над поверхностью. Экранопланы выполняют полеты на меньшей высоте, чем обычные самолеты, но движутся с куда более высокой скоростью, чем корабли. Помимо водной глади они способны передвигаться над твёрдой поверхностью (земля, снег, лёд) и базироваться на ней.

Согласно техзаданию, дальность полета транспортного средства будет составлять несколько тысяч километров. Разработкой, по данным "Известий", занимается АО "ЦКБ по СПК им. Р.Е. Алексеева". По предварительным расчетам, крупные габариты позволят машине летать над морем при штормах в 5-6 баллов, которые в прибрежных арктических зонах – дело обычное.

"Главный вопрос, который придется решить конструкторам – какими двигателями оснастить новую машину. В основном новые машины разрабатываются на реактивной тяге, в погоне за скоростью мы скоро забудем о турбореактивных двигателях. Однако они в разы экономичнее, что для сверхтяжелого экраноплана – фактор немаловажный.

Опыт СССР показывает, что для выполнения определенных задач экранопланы и подобные им оригинальные разработки, вроде экранолетов, могут быть незаменимы. Они более безопасны, чем самолеты, более "живучие" и экономичные. Для военных они имеют сразу ряд стратегических преимуществ: незаметны на радарах из-за полёта на сверхнизких высотах, быстроходны и невосприимчивы как к противокорабельным, так и сухопутным минам", - заключает Владимир Попов.