Войти в почту

Шах и мат школьной программе — Минобр вводит новый предмет

Новые обязательные предметы в школах — игры и не только. По распоряжению министра Ольги Васильевой, шахматы должны стать обязательными к обучению. Какие еще предметы нужно ввести в школьную программу?

Шах и мат школьной программе: Минобрнауки вводит новый предмет
© depositphotos.com

Шахматы войдут в школьную программу. Об этом глава Минобрнауки Ольга Васильева сообщила на пленарном заседании Совета Федерации.

Уже сейчас в 40 регионах страны дети играют в шахматы в рамках факультатива, и все они, по словам Васильевой, показывают более высокие учебные результаты, чем другие их сверстники. Новый обязательный предмет появится в начальных школах в ближайшие два года. «Это будет очень простая программа, один час в неделю. Там не требуется дополнительных компетенций для учителя», — заявила руководитель ведомства.

Ранее президент Международной шахматной ассоциации (ФИДЭ) Кирсан Илюмжинов встречался с Ольгой Васильевой. Возможно, эта встреча повлияла на решение Министерства ввести шахматы в школьную программу, рассказывает глава фонда «Шахматы в школе» Никита Ким^

«Задачей это программы не является подготовка профессиональных шахматистов и гроссмейстеров. Главная задача — это привить детям навыки и качества, которые дают шахматы. Первый базовый навык шахматиста — сначала подумай, потом сделай. Мы начали реализовывать программу в Москве два года назад. На сегодняшний день в 250 школах из 750 преподаются шахматы, представьте себе, через десять лет дети вырастут, мы получим поколение, треть которого будет сначала думать, а потом делать, а это, наверно, может быть, иной качественный уровень жизни, иные решения, которые принимаются. Это, наверно, здорово. Второй очень важный вопрос — это методические пособия. Мы выпустили методический комплект, который включает в себя учебники, рабочие тетради и пособия для учителей. И третий вопрос — кто преподает? У нас был выбор, будут ли это шахматисты или учителя, и мы поняли, что детьми должны заниматься те, кто понимает в детях, то есть именно преподаватели начальных классов, учителя физкультуры, математики, те, кому абстрактно интересны шахматы. И мы переподготавливаем учителей, и за 32 часа они получают навыки преподавания шахмат и приходят в школу, уже готовые для того, чтобы осуществлять педагогическую деятельность. Мы сейчас готовим такую электронную площадку, которая объединит всех детей России и всех детей, может быть, даже мира на каком-то этапе примкнут, чтобы мальчик из Калининграда мог играть онлайн с мальчиком из Москвы, а мальчик из Перу мог сражаться с мальчиком из Армении. Будет создан единый базовый сервис, который будет позволять осуществлять педагогическую деятельность в полном объеме».

Какие еще предметы можно было бы добавить в школьную программу?

Вадим Дымов, основатель компании «Дымов»:

«Интересное предложение завести шахматы, конечно. Но почему не шашки? Не судоку? Или почему не домино ввести в образование, тоже неплохая игра. Но там можно какие-нибудь городки, крестики-нолики. В целом интересное предложение. Конечно, шахматы стоят на первом месте из всех игр. Я считаю, что игры в программе — это не плохо. Я вспоминаю свою школу, если бы давали поиграться больше, думаю, я поумнее вырос точно. Больше проблема в том, что должен подход немножко измениться к детям. Я не думаю, что шахматы — решение этой проблемы, но с детьми надо просто больше играть».

Глава инвест-компании Legacy Square Capital, а также президент шахматной федерации Москвы Владимир Палихата считает, что, помимо основных предметов, ученикам в школе должны преподавать финансовую грамотность.

Владимир Палихата:

«Люди могут закончить с красным дипломом школу, а элементарных вещей, каким образом вести собственные финансы, они не понимают. На Западе дети проходят это как обязательный предмет. Это необязательно должен быть отдельный предмет, это может быть какое-то дополнение. Из своего опыта скажу, я закончил школу, институт, но, в любом случае, мне пришлось по новой все изучать, потому что нас в школе этому не учили».

А один из основателей компании «Вимм Билль Данн», вице-президент Российского союза промышленников и предпринимателей Давид Якобашвили переживает, что общий уровень образования современных детей неуклонно падает.

Давид Якобашвили:

«Не хватает общего образования детям. Задают детям вопрос, где такая столица, где такой город, что было в 1945 году, что случилось? Дети даже не знают этого. Вообще, ноль. Мы были намного образованнее в их возрасте. Конечно, надо включать определенные предметы по общему образованию. Нужен один предмет точных наук и один предмет касательно гуманитарных наук. И еще языки».

Ранее министр образования Ольга Васильева называла пять направлений дополнительного образования, которые, по ее мнению, должны быть в каждой школе и проводиться бесплатно: это театральный, музыкальный, технический, спортивный кружки и шахматы. Также Васильева уже вернула в школы астрономию. С этого года старшеклассники изучают ее в рамках курса физики.