Войти в почту

У пьяных водителей отберут машины

В России уже до конца года сотрудники ГИБДД могут получить право отправлять автомобили пьяных водителей на штрафстоянку и возвращать их только после уплаты автомобилистами залога в размере максимального штрафа за это нарушение — 30 тысяч рублей. Эксперты считают, что инициатива окажется неэффективной в борьбе против пьянства за рулем и опасаются, что в случае принятия законопроекта, могут пострадать и добросовестные водители.

У пьяных водителей отберут машины
© Сергей Фадеичев/ТАСС

Как стало известно «Газете.Ru», разработанный Минюстом законопроект о залоге транспортных средств, согласно которому инспекторы ГИБДД смогут задерживать автомобили пьяных водителей до внесения ими денежного залога в размере максимальной суммы штрафа за вождение в нетрезвом виде, может быть принят уже до конца 2017 года. Об этом «Газете.Ru» сообщил источник, знакомый с ситуацией.

«В прошлом году законопроект был принят в Госдуме в первом чтении, но возникли загвоздки финансово-технического плана – куда будет поступать залог, как быстро деньги будут перечисляться в бюджет и прочее, – сказал источник. – Эти вопросы пока не урегулированы, необходимо учесть мнение других профильных ведомств. Работа над инициативой ведется, полагаю, что этот законопроект может быть принят до конца года».

Напомним, в рамках разработанного Министерством юстиции еще в конце 2014 года законопроекта, предлагается внести в Кодекс об административных правонарушениях поправки, согласно которым транспортные средства водителей, которые будут пойманы за рулем в нетрезвом состоянии или откажутся от прохождения медицинского освидетельствования, гаишники смогут принудительно отправлять на спецстоянки до внесения автомобилистами денежного залога в размере штрафа за такое правонарушение.

Кроме того, согласно проекту документа автовладелец обязан будет оплатить и все расходы, связанные с перемещением и хранением транспортного средства. В том случае же если суд признает водителя невиновным, выплаченные им деньги будут возвращены. Необходимость внесения этих поправок, по мнению авторов инициативы, была продиктована низкой собираемостью штрафов с подвергнутых административному наказанию автовладельцев.

По официальным данным, лишь порядка трети принятых постановлений по штрафам за пьяное вождение сегодня исполняется автомобилистами добровольно, что оборачивается недобором денежных средств в бюджет и дополнительной нагрузкой на службу судебных приставов.

В настоящее время за управление автомобилем в нетрезвом состоянии (ч. 1 ст. 12.8 КоАП РФ), а также за передачу управления автомобилем лицу, находящемуся в состоянии алкогольного опьянения (ч. 2 ст. 12.8 КоАП РФ) или отказ от прохождения медицинского освидетельствования (ст. 12.26 КоАП РФ) законодательством предусмотрено лишение прав на срок до двух лет, а также штраф в 30 тыс. руб.

В пресс-службе Минюста «Газете.Ru» заявили, что не могут оценить, как быстро может быть принят законопроект, поскольку документ находится на рассмотрении в Госдуме.

В схожем ключе высказался и представитель секретариата первого заместителя председателя правительства России Игоря Шувалова, добавив, что в правительственной комиссии по безопасности дорожного движения и в экспертной группе серьезных замечаний к законопроекту во время его обсуждения не было.

В то же время председатель Движения автомобилистов России Виктор Похмелкин считает, что внедрение залога автомобиля не будет эффективным и не поможет в борьбе с пьянством за рулем.

«У нас уже и штрафы увеличивали, и продлевали срок лишения прав, однако ездить пьяными меньше не стали, – рассказал он «Газете.Ru». – Если законопроект будет принят, водители просто станут оформлять свои машины на кого-то другого».

По мнению Похмелкина, искоренить вождение в нетрезвом виде в России практически невозможно. «Понимаете, у нас будут пить за рулем до тех пор, пока в принципе будут пить. Здесь нужна не борьба с пьяными водителями, а серьезная антиалкогольная политика», – сказал эксперт.

Похмелкин также отметил, что в случае принятия законопроекта пострадать могут и добросовестные водители. «Так всегда бывает: от ужесточения наказаний больше всего страдают те, кто ничего не нарушал», – подытожил он.

По мнению юриста коллегии правовой защиты автовладельцев Александра Рыбалко, законопроект о залоге нарушает незыблемые принципы права.

«В праве существует принцип соразмерности, наказание должно быть соразмерным с тем ущербом, который нарушитель нанес своими противоправными действиями. Я в этой инициативе не вижу никакого интереса, кроме фискального, – сказал адвокат.

– Лишать водителей автомобиля, пусть даже и временно – это серьезная мера, она может повлечь за собой «перегибы» и отразиться на тех, кто ничего не нарушал».

Отметим, что в Белоруссии практика по конфискации автомобилей у пьяных водителей действует с 2013 года. Инициатором введения нового закона стала белорусская прокуратура, представители которой отмечали бурный рост задержаний нетрезвых автомобилистов. При этом транспортное средство, по белорусским законам, конфискуется у владельца независимо от того, кто был за рулем.

Изъятая машина отправляется на штрафстоянку, а затем продается с аукциона. В ГАИ Белоруссии ранее отмечали, что после введения новых санкций число водителей, уличенных в пьянстве за рулем, сократилось на 20%.

Напомним, в середине 2015 года в России в рамках борьбы с нетрезвым вождением были внесены поправки в Уголовный кодекс – появилась ст. 264.1 УК РФ, которая предусматривает уголовное наказание за управление транспортным средством в нетрезвом виде лицом, которое ранее уже привлекалось к административной ответственности за пьяную езду или отказ от прохождение медицинского освидетельствования. Причем ответственность наступает, не только если нарушитель сядет за руль на период срока лишения за первое нарушение, но и в течение года после возврата водительских прав.

Согласно официальной статистике, за два года по этой статье правоохранительные органы привлекли к ответственности уже около 166 тыс. человек, большей части из которых при этом удалось избежать реального срока в колонии – они отделались штрафом или обязательными работами.

Газета.Ru: главные новости