Войти в почту

«У Украины был опыт обращения с ядерным оружием»

Опасения США относительно возможных амбиций Украины вернуть себе ядерный статус нельзя считать беспочвенными. Так эксперты оценили предупреждения спецпредставителя Вашингтона в Киеве Курта Волкера. Желания обрести ядерное оружие за последние годы ни раз озвучивали в Верховной раде. Есть ли у Украины, некогда оказавшейся третьей ядерной державой, возможность «вернуться в клуб»?

«У Украины был опыт обращения с ядерным оружием»
© РИА Новости

Представительная делегация из Вашингтона, побывавшая в Киеве, привезла не только утешительные вести о начале поставок оборудования для ВСУ, но и жесткое послание для Украины. Недавно назначенный спецпредставитель США Курт Волкер заявил, что Киеву не следует возвращаться к мысли о восстановлении ядерного статуса Украины.

«Я не думаю, что ядерное оружие было бы чем-то позитивным для Украины. Мне не хотелось бы, чтобы Украина снова восстанавливала этот процесс», – заявил представитель администрации Трампа в эфире украинского телеканала «Прямой».

Большое интервью Волкера содержало несколько малоприятных тезисов (в частности, о том, что «на самом деле, никто не может сказать, когда Украина станет членом НАТО»). Но «запрет мечтать» о восстановлении ядерного статуса – это нечто новое.

Киев под подозрением

Не далее как на прошлой неделе президент Украины Петр Порошенко вновь заверил, что страна ни на йоту не отступает от режима нераспространения ядерного оружия в частности.

Поводом для этих заявлений стал мощный удар по имиджу страны, который, заметим, имел лишь косвенное отношение к атомному вопросу, но прямое – к «стране-изгою». Напомним, New York Times со экспертов, сообщила: успех КНДР в испытании межконтинентальной баллистической ракеты, возможно, связан с приобретением на черном рынке мощных ракетных двигателей, произведенных днепропетровским заводом «Южмаш».

Скандал вокруг «украинского следа» в ракетной программе КНДР столкнул между собой разные силы в Вашингтоне, причем Госдеп открыто заявил, что воспринимает данные всерьез.

Такого рода скандалы вокруг слабо контролируемых поставок вооружений с Украины – не редкость. Достаточно вспомнить историю с передачей ПВО «Кольчуга» Ираку в обход санкций, введенных против режима Саддама Хусейна.

Шумиха в прессе привела к созданию устойчивого информационного флера – вплоть до того, что постсоветская Украина как источник «опасных технологий» стала «антигероем» массовой культуры. К примеру, в вышедшей в 2013 году пятой части франшизы «Крепкий орешек» герои обнаруживают огромный запас оружейного урана в «Чернобыльской зоне».

На деле же Украина давно уже перестала быть источником прямой и явной ядерной угрозы.

История отказа

Украина, на момент распада СССР, оказалась обладательницей третьего по величине (после США и РФ) атомного арсенала. По оценкам экспертов, суммарный боезапас Украины в 1991 году превышал ядерные силы Франции, Великобритании и КНР.

Части РВСН, ранее подчинявшиеся Москве, и размещенные на территории Украинской ССР, располагали 1240 ядерными боеголовками и 2600 боезарядами тактического ядерного оружия. Имелся внушительный объем средств доставки – бомбардировочная авиация располагала 492 крылатыми ракетами воздушного базирования (КРВБ) большой дальности.

Но уже в 1992 году первый президент независимой Украины Леонид Кравчук одобрил так называемый Лиссабонский протокол. Этот документ, который также подписали США, Россия, Белоруссия и Казахстан, был дополнением к Договору сокращении и ограничении стратегических наступательных вооружений (СНВ-I), подписанному СССР и США. По Лиссабонскому протоколу, Украина, Белоруссия и Казахстан присоединились к Договору о нераспространении ядерного оружия (ДНЯО), и тем самым отказывались от атомного статуса.

Уже при Леониде Кучме, в 1996 году, Украина передала свой ядерный арсенал России.

Первый президент Леонид Кравчук в настоящий момент не жалеет о решении, принятом в 1992-м.

«Мы с ядерным оружием, не имея систем управления, испытания, воспроизводства, были бы похожи на обезьяну, которая держит в руках гранату и зажала чеку»,– сказал заявил экс-президент Украины в октябре прошлого года. Он добавил, что «Украина могла стать заложником ядерного оружия».

Безъядерный статус Украины был закреплен в1994 году, когда лидерами Украины, США, России и Великобритании был подписан Будапештский меморандум - меморандум о гарантиях безопасности в связи с присоединением Украины к ДНЯО.

К возвращению ядерного статуса призывали не только националисты

После госпереворота февраля 2014 года, и в особенности, после начала боевых действий в Донбассе, в Киеве все чаще звучат призывы к возвращению Украины в клуб ядерных держав. Первыми, что неудивительно, об этом заговорили радикалы и националисты.

Уже в июле 2014 депутаты из партии «Свобода» выступили с инициативой о возвращении стране статуса ядерной державы. В сентябре 2016-го к этому же призывал небезызвестный Игорь Мосийчук, бывший замкомбата батальона «Азов», а ныне депутат Верховной рады от Радикальной партии Олега Ляшко. В декабре прошлого года партия Ляшко внесла соответствующий законопроект в Раду.

Реакция националистов больше похожа на попытку махать кулаками после драки. К примеру, депутат Верховной рады, бывший командир «Азова» Евгений Билецкий (также известный как «Белый вождь») назвал первого президента Украины дебилом из-за подписания Лиссабонского протокола. Однако ядерную тему муссируют не только националисты.

В мае 2015 года экс-президент (и, к слову, один из участников Минских переговоров) Леонид Кучма предложил Верховной раде рассмотреть вопрос о выходе Украины из Договора о нераспространении. Кучма мотивировал это тем, что Россия якобы не выполнила Будапештский меморандум. Чуть ранее угрозу выхода из ДНЯО озвучил глава МИД Украины Павел Климкин - он заявлял, что это произойдет, если Россия разместит ядерное оружие в «оккупированном» Крыму. Но есть ли у Киева возможность подкрепить угрозы делом?

Возможно ли возрождение «ядерного щита» Украины

«Теоретически, у Украины есть техническая возможность возобновить производство сырья для ядерного оружия», - заметил в комментарии газете ВЗГЛЯД военный эксперт Антон Лавров. Кроме того, Украина располагает ракетными технологиями, позволяющими создать средства доставки.

В частности, можно вспомнить, тот же днепропетровский «Южмаш», где до вступления в силу договора РСМД производились в том числе знаменитые ракетные комплексы «Пионер» (SS-20 по натовской терминологии). Здесь же с конца 1960-х годов, в числе прочего, собирали ракеты-носители «Циклон», прототипом которых была межконтинентальная баллистическая ракета Р-36орб. В скандале с поставками КНДР ракетных двигателей упоминались двигатели РД-250, устанавливавшиеся на ракеты «Циклон-2» и «Циклон-3».

Как ранее отмечала газета ВЗГЛЯД, сейчас сухопутные войска Украины располагают несколькими десятками построенных еще в СССР различных оперативно-тактических ракетных комплексов типа «Точка» и «Точка-У». По состоянию на 2010 год в войсках и на хранении было более 90 таких установок.

«Опасения Запада не беспочвенны. У Украины был опыт обращения с ядерным оружием,существует развитая атомная промышленность (действуют четыре АЭС и научные учреждения), и наработки по средствам доставки», - резюмирует Лавров. Таким образом, некая теоретическая возможность, по мнению эксперта существует, хотя это будет «долго и затратно».

Примерные затраты в свое время озвучил Леонид Кравчук: если в бытность его президентом «мы считали, что восстановление ядерного оружия – 45 млрд долларов», то сейчас «это все 100 миллиардов долларов».

Не только финансовых, но и технических возможностей инициировать такую программу у Украины нет, подчеркнул в комментарии газете ВЗГЛЯД директор Института политического и военного анализа Александр Храмчихин.

«Украина на деле мало чем располагает. Она просто проматывает остатки советских технологий, не создавая ничего нового», - отметил эксперт. Напомним, что в российской ракетно-космической корпорации «Энергия» скептически отнеслись к возможности производства «Южмашем» ракет-носителей для мирных целей. В целом, флагманы украинской «оборонки» - и «Южмаш», и двигателестроительный холдинг «Мотор Сич» оказались в крайне тяжелом состоянии из-за разрыва связей с Россией. Попытки же инициировать производство оружейного ядерного топлива явно не останутся без внимания того же Запада.

«Производство ядерного оружия – не новая технология, достаточно уже имеющихся, но у Украины нет возможности восстановить полный цикл,не говоря уже о том, сколько на это потребуется денег», - отметил Храмчихин.