Войти в почту

Российский истребитель шестого поколения изменит принципы войны в воздухе

Концерн «Радиоэлектронные технологии»(КРЭТ) объявил о разработке радиофотонного радара для перспективного проекта так называемого «истребителя шестого поколения».

Российский истребитель шестого поколения изменит принципы войны в воздухе
© mil.ru

В России начались разработки компонентов для истребителя шестого поколения

По словам генерального директора КРЭТ Владимира Михеева, данное предприятие создало экспериментальный образец радиофотонного радара, причем полностью готовы, как его получатель, так и приемник. Приборы уже работают – ведут локацию, излучают СВЧ-сигнал, а в ответ получают его отражение и после обработки выстраивают радиолокационную картину объекта.

В настоящий момент, КРЭТ ведет работы по «доводке» этого радара, чтобы окончательно понять, каким он должен быть в геометрических размерах и на каких частоте и мощности работать.

Данный прибор позволит бортовой системе самолета определять, что летит по направлению к боевому самолету, а в случае непосредственной угрозы выбирать эффективные способы противодействия.

При этом, заказа от военного ведомства данный концерн пока не получил и ведет разработки в частном порядке в рамках утвержденной концепции «истребителя шестого поколения».

На истребителе шестого поколения может стоять силовой лазер

Кроме того, предприятие ведет разработки новой многоспектральной оптической системы, а также силового лазера, который позволит разрушать головки наведения противоракет.

Интересно, что работы по силовым лазерам идут в России и США с семидесятых годов, но в опытное применение подобные разработки пока не пошли. Пентагон, конечно, переоборудовал один Boeing-747 в лазерный излучатель, который по плану должен был прожигать топливные баки советских баллистических ракет во время их выхода в атмосферу, но все-таки отправил эту идею в утиль. Во-первых, такие системы стоили чрезмерно дорого и были из-за этого нецелесообразны, во-вторых, не было уверенности, что они смогут выполнить свою задачу, а, в-третьих, в России решили все проблемы с медленным разгоном отечественных баллистических ракет.

Другой вопрос, что с первых опытных разработок силовых лазеров прошло около сорока лет, и это говорит нам о том, что на сегодня найдены пути по созданию реально работающих образцов.

При этом, возникают вопросы по самой концепции истребителя шестого поколения, поскольку в России до сих пор не принят на вооружение проект Т-50, причем сроки постоянно затягиваются, что говорит нам, как об определенных проблемах в процессе испытаний новой военной машины, так и в необкатанности его технологий и о слишком высокой закупочной цене у истребителя подобного класса.

Такие работы идут одновременно с доводкой «пятого поколения»

Главный редактор журнала «Экспорт вооружений» Андрей Фролов в разговоре с ФБА «Экономика сегодня» отметил, что работы по истребителю шестого поколения действительно идут.

Напомним, что об этом впервые заявил вице-премьер правительства РФ Дмитрий Рогозин, а первый полет такого боевого самолета назначен на 2025 год, хотя это не значит, что он в эти же годы будет принят на вооружение. Ведь разработки истребителя пятого поколения в СССР и США стартовали в конце семидесятых годов – у американцев они завершились такими проектами, как F-22 и F-35, а у нас МиГ-1.44, который так и не пошел в серию из-за распада Советского Союза, и платформы Т-50, которая на сегодня проходит последний этап опытных испытаний.

«На сегодня пока не ясно, что такое истребитель шестого поколения – возможно, образно говоря, там «привинтят три гайки» к Т-50 и назовут это подобным военным средством, но если без шуток, хотя в этом выражении есть «только доля» шутки, то можно прийти к выводу, что раз пятое поколение у России уже есть, то конструкторская мысль не должна стоять на месте. Соответственно, разработка нового облика и подобных компонентов является разумной», - констатирует Фролов.

По словам Андрея Львовича, конструкторская мысль никогда не стоит на месте и после того, как заканчивается один военный проект, сразу начинается новый этап конструкторских работ.

Окончательный облик истребителя шестого поколения пока не определен

«Пока разработка шестого поколения будет идти в русле новых приборов, которые можно будет использовать и в рамках существующих моделей самолетов, а также в еще большем снижении малозаметности и итоговой стоимости новых истребителей», - резюмирует Фролов.

Ведь не секрет, что истребители пятого поколения получились настолько дорогими, что разговоры по их целесообразности начались даже в США, учитывая то обстоятельство, что «доведенные до ума» истребители четвертого поколения стоят в несколько раз дешевле и почти не уступают по боевым качествам своим прямым аналогам. Здесь можно вспомнить известные работы в США над F-15, когда все вооружение было убрано внутрь, а корпус был переделан под технологии низкой заметности – аналогичные принципы были применены в рамках российского Су-35.

«Также нужно понимать, что подобные разработки идут очень долго. Поэтому исходя из тех серийных компонентов, которые имеются у России на текущий момент, можно прийти к выводу, что шестое поколение появится у нас не раньше тридцатых годов», - заключает Фролов.

Тем более, пока никто не знает, как будет точно выглядеть спектр задач для истребителей шестого поколения – возможно, это будет нетипичный самолет, а их развитие будет идти параллельно с пятым поколением и будущими вариантами модернизации той же платформы Т-50.

«Сегодня истребители четвертого поколения эффективно развиваются одновременно с пятым, поэтому подобные разработки не говорят, что после доведения Т-50 до ума, нужно все обрубить и заняться только шестым. Все здесь будет существовать параллельно», - констатирует Фролов.

Могут здесь различаться и задачи – идут же сегодня разговоры, что истребитель шестого поколения будет или чистым беспилотником, или комплексом из беспилотников и пилотируемого летательного аппарата, поскольку даже последние версии истребителей четвертого поколения по своим требованиям очень близко подошли к физическим пределам организма человека.