Войти в почту

Украинская самоликвидация: что ждет Киев после «похорон» концерна «Антонов»

Что в итоге останется от страны, несколько десятилетий «ехавшей по инерции» благодаря плановой экономике СССР, эксперты не берутся предполагать даже приблизительно. Ликвидация украинской промышленности до определенного момента выглядела скорее как сценарий к фильму с плохой концовкой. У экспертов имелись лишь некоторые домыслы, соображения, теоретические выкладки и примерная оценка последствий от таких инициатив. В самом Киеве на этот счет предпочитали молчать: чего доброго, и без того шаткая экономика начнет складываться, как карточный домик. И этот домик, к сожалению, действительно начал складываться.

Украинская самоликвидация: что ждет Киев после «похорон» концерна «Антонов»
© ТК «Звезда»

Украина против ВПК

Втихаря такую масштабную ликвидацию государственных активов было не провернуть: в любом случае о смене формы собственности и владельцев пришлось бы сообщить. Однако ликвидация тысяч предприятий до сих пор оставалась своего рода гипотетическим локальным катаклизмом, который мог стать прологом к пышным похоронам экономики в отдельно взятой небольшой стране. Первым тревожным звоночком в дверь украинской экономики стала сделка по передаче прав и комплекта технической документации на еще советский проект – транспортный самолет-тяжеловес Ан-225. Украинские специалисты тогда даже начали ставить деньги на сроки начала серийного производства новых «Мрий», однако китайская сторона никаких обязательств по организации совместного производства, на которое все так надеялись, на себя не взяла.

Картинка

По сообщениям СМИ, год назад речь шла даже о покупке единственного оставшегося в строю экземпляра Ан-225, выполнявшего коммерческие рейсы, однако в конечном счете единственную украинскую «Мечту» оставили доживать свой век на родине. Специалисты поясняют, что единственный летный экземпляр в любом случае закончит свою жизнь бесславно и заработать на нем большие деньги Украина все равно не сможет. «Разовые заказы, конечно, будут поступать, самолет будет летать еще какое-то время. Но как только Китай построит собственные тяжеловозы, которые будут выполняться на другом уровне элементной базы и комплектующих, спрос на Ан-225 прекратится», – пояснил экономист Виктор Кочетков. Однако громкая история с отдельно взятым самолетом в отдельно взятой стране кому-то может показаться совпадением. Но смена собственника, аренда иностранными компаниями и всей промышленности в целом не по единичному проекту, а по всем отраслям сразу – это самый настоящий грабеж века.

Продать нельзя оставить

Начало большой всеукраинской распродажи было положено в официальном сообщении Министерства экономического развития и торговли Украины. Документ под названием «Стратегическое видение управления государственными предприятиями» в безапелляционной форме регламентирует продажу, аренду или ликвидацию ключевых государственных промышленных предприятий буквально по всем отраслям сразу. Однако до того, как начать перечислять список компаний и предприятий, подготовленных к продаже, стоит внимательно взглянуть на сам документ.

Картинка

В опубликованном на сайте Минэкономразвития Украины перечне, помимо официальной информации, есть одно небольшое, но знаковое предложение. «Разработанная концепция является основой дальнейшего реформирования сферы управления государственной собственностью и одним из обязательств, которые Украина взяла на себя в рамках договоренностей с Международным валютным фондом». Фактически эта фраза объясняет весь смысл затеянного: Киев пошел на радикальный шаг в обмен на кредиты от МВФ, которые, по мнению экспертов, Украина выплатить не в состоянии. Стремление киевского режима любой ценой превратить Украину в европейскую страну и «встать на путь реформ» может обернуться примерно такими же последствиями, как и в целом ряде других европейских государств. Ярким примером взаимоотношений МВФ и стран Европы является история с выдворением представительства Всемирного банка из Венгрии в 2013-м. Премьер-министр Венгрии Виктор Орбан, пришедший к власти за три года до этого скандала, неоднократно обвинял МВФ во вмешательстве в дела европейских государств и говорил о том, что кредиты МВФ не помогают развитию экономики. После решения долговых проблем с МВФ власти Венгрии «попросили» представителя Всемирного банка в Будапеште покинуть страну. Непоправимого в случае с Венгрией удалось избежать, однако причина тому всего одна – грамотное руководство и принципиальность в решении долгового вопроса. В случае с Украиной проевропейский (и проамериканский заодно) президент Порошенко и аналогичные по политической ориентации члены Кабинета министров не только не проявляют мудрость в решении ключевых экономических вопросов, но и открыто раздают государственную собственность, которая с вероятностью в 99% после смены собственника будет продана за бесценок и в дальнейшем просто уничтожена.

Расстрельный список

Продавать с потрохами еще советские проекты, реализованные частично или нереализованные вовсе, для Украины – дело привычное. Передача документации, готовых экспериментальных образцов, результатов исследований и многого другого значительно облегчила работу зарубежным компаниям и, разумеется, никакой пользы для Украины не принесла. Однако «большая распродажа» образца 2017 года – это нечто фантастическое как по своим масштабам, так и по «ассортименту», потому как, наряду с высокотехнологичными производствами, с молотка могут уйти и настоящие столпы украинской промышленности. Всего в «расстрельный список» промышленных предприятий вошли 1255 зарегистрированных компаний, деятельность которых осуществляется в интересах всех без исключения отраслей украинской экономики. Известных промышленных предприятий в списке так много, что весь масштаб трагедии украинской промышленности – и гражданской, и военной – ощущается лишь некоторое время спустя после изучения документов. Например, в списке присутствует НПО «Славутич» – некогда одно из крупных научно-производственных объединений в составе предприятий ВПК СССР: коллектив этого НПО был занят разработкой и производством приборов для гидроакустики и вспомогательного оборудования. Среди приговоренных к ликвидации также оказались Харьковский радиозавод «Протон», Одесский специальный научно-исследовательский и проектно-конструкторский институт, ГНПП «Киевский институт автоматики», Львовский опытно-экспериментальный завод технологического оборудования, Украинский вычислительный центр гражданской авиации, Научно-производственный центр ОРТ, приборостроительный завод «Сокол», «Днепрокосмос», Харьковский завод электроаппаратуры, Киевское проектно-конструкторское бюро автоматизированных систем управления и еще тысячи других, некогда высокотехнологичных и обеспеченных заказами (при СССР) предприятий. Однако, по мнению экспертов, хребет украинской промышленности сломают чуть позже. Текущая зачистка – лишь подготовительный этап.

Картинка

«Следующим на очереди может оказаться "Южмаш". Евроинтеграция не предполагает наличия в устоявшемся экономическом механизме высокотехнологичных предприятий и присутствия "бывшего конкурента". Такое уже было в Болгарии, Румынии и других государствах. Под видом приведения к стандартам ЕС и ВТО де-факто уничтожались высокотехнологичное производство и разработки КБ и НИИ», – пояснил в интервью телеканалу «Звезда» военный эксперт Алексей Леонков. Вероятность оттока и вывода из страны стратегически важных технологий в интервью телеканалу «Звезда» подтвердил и военный эксперт Василий Кашин. «Из того же "Антонова", например, выделят наиболее "вкусные куски", прежде всего "Авиалинии Антонова", распродадут недвижимость и отгрузят за рубеж по дешевке советский технический архив», – указал он. Отдельный интерес, по словам Кашина, для зарубежных покупателей может представлять 410-й завод гражданской авиации в Киеве. Наряду с одним из главных фигурантов «распродажного дела», концерном «Антонов», в Киеве также планируют ликвидировать судоремонтный завод в Черноморске, Музей морского флота Украины, а также Одесскую железную дорогу. Одним из самых серьезных ударов по культурным активам Украины эксперты также считают решение «пустить под нож» Одесскую киностудию – одну из старейших в СССР.

Тюрьмы, самолеты и сельское хозяйство

После вступления документа в законную силу и старта государственной распродажи от украинской промышленности, по мнению специалистов, может не остаться и камня на камне. Под распродажу попадает буквально все – энергетика, ТЭК, сельское хозяйство, транспорт, машиностроение и даже муниципальные исправительные учреждения – тюрьмы, которых, к слову, в списке на ликвидацию больше сотни. Еще около 400 ключевых предприятий может быть передано иностранным компаниям по договору концессии. Однако есть и хорошие новости. В перечень предприятий вошли около 500 заводов и других предприятий, расположенных, как указано в документе, «на неподконтрольных территориях» в Луганске и Донецке. Говорить о светлом коммерческом будущем этих предприятий еще рано, однако разворовать и развалить их в ближайшей перспективе «зарубежные инвесторы» точно не смогут. Одним из бенефициаров в такой «сделке» эксперты в один голос называют Китай. Специалисты украинских КБ и, в частности, авиационных и ракетно-космических предприятий уже массово покидают Украину и в поисках лучшей жизни уже давно и вполне активно переезжают в КНР. Такое положение дел может привести к тому, что через некоторое время мощные украинские компании вроде «Мотор Сич», «Антонов» и КБ «Южное» могут кадрово и юридически войти в состав китайских госкорпораций. Например, китайская компания Chongqing Tianjiao Aviation Power Company уже зарегистрировала в Китае совместное с «Мотор Сич» предприятие Chongqing Tianjiao Xiqi Aviation Power Company, в задачи которого будут входить разработка и производство турбореактивных и турбовентиляторных двигателей для военной и транспортной авиации. Особый интерес китайских корпораций и НОАК в этом вопросе вполне понятен: китайской армии, например, остро требуется сверхтяжелый транспортник, способный к длительным беспосадочным перелетам. Такой самолет, как поясняют эксперты, в интересах НОАК смогут построить, используя еще советский турбореактивный двигатель Д-18Т, разработанный коллективом Запорожского машиностроительного КБ «Прогресс» для транспортника Ан-124 «Руслан». По мере поглощения промышленности и получения ключевых технологий «дербанить» остатки украинских технологий и промышленности могут начать и другие государства. Что в итоге останется от страны, несколько десятилетий «ехавшей по инерции» благодаря плановой экономике СССР, эксперты не берутся предполагать даже приблизительно.