Войти в почту

Последние надежды украинского авиапрома тают с банкротством СП по Ан-140

Признание российско-украинского СП по проекту Ан-140 банкротом по иску "Авиакора" станет одним из последних гвоздей в крышку гроба украинского авиапрома. Об этом ФБА "Экономика сегодня" рассказал авиаэксперт Дмитрий Адамидов.

Украинский авиапром лишают последней надежды
© antonov.com

"Совместный проект по производству в РФ Ан-140 был амбициозным решением России, на которое решится далеко не каждый. Отказавшись от кооперационных связей с РФ, Украина фактически убивает собственное самолетостроение – других партнеров подобного уровня авиапром не найдет. Для поддержки отрасли нужны огромные инвестиции, которых у Украины просто нет.

Потерей очередного проекта украинский авиапром все больше напоминает Россию в 1990-е. На бумаге выходят позитивные распоряжения, руководство авиазаводов пытается искать партнеров и выправить ситуацию, но усилия тщетны. В итоге через 3-4 года станет очевидно, что авиапром Украина потеряет. И если России понадобилось 15 лет, чтобы "оживить" свою отрасль, вряд ли Киеву вообще удастся это когда-либо сделать", - считает специалист.

Самарский авиазавод "Авиакор" подал иск в арбитражный суд о признании банкротом совместного российско-украинского предприятия (СП) "Международный авиационный проект-140". В рамках проекта в РФ выпускались грузопассажирские Ан-140, призванные заменить устаревшие Ан-24 и Ан-26. Банкротства требуют из-за долгов СП в 196 млн рублей по договору займа украинских предприятий. В проекте были задействованы 34 украинских поставщика комплектующих, а также головное КБ "Антонов".

"Возможно, какие-то традиционные покупатели на Ан-140 нашлись бы в Азии и Африке, но для этого самолеты по факту должны быть в наличии. Масштабно инвестировать в украинские проекты авиапрома могла только Россия, больше в мире этим никто не заинтересуется. А без помощи извне страна отрасль не поднимет.

В РФ "свято место" пусто не останется – пока не ясно, насколько успешной заменой для Ан-140 станет отечественный Ил-112В. Но понятно, что в отсутствии желания украинской стороны сотрудничать, придется искать замену. Понятно, что с "Антоновым" РФ прошла долгий путь сотрудничества, и с новыми отечественными разработками ожидаются трудности, но их преодоление – дело лишь времени", - отмечает эксперт.

Ан-140 больше не найдет крупных заказов

В РФ проекта по выпуску Ан-140 стартовал в 2003, первый самолет сборки РФ поднялся в воздух в августе 2005. В 2015 году "Авиакор" решил приостановить программу выпуска самолетов Ан-140 из-за ситуации на Украине. К началу 2014 года "Авиакор" выпустил 9 самолётов. Четыре переданы для эксплуатации в авиакомпанию "Якутия", из них только один в лётном состоянии, три - на хранении без двигателей. Остальные пять получили ВВС РФ. Российским аналогом анонсировали Ил-112В, летные испытания которого начнутся в конце этого года.

Не задались у Украины и другие зарубежные проекты по Ан-140. В 2011-м Казахстан подписал с Украиной соглашение о совместном производстве, но развернуто оно не было. С 1994 года Ан-140 пытался производить Иран, но в 2015-м было прекращено официально. Иранские власти заявили что выплатили украинским компаниям 120 млн долларов но так и не получили соответствующего количества машинокомплектов для сборки самолетов.

"Для Ирана вести бизнес со скандалами – традиционная привычка, но и здесь, похоже, не обошлось без влияния кризиса, в который все глубже погружается украинское самолетостроение. А пример Казахстана и вовсе показателен – масштабные инвестиции и амбициозные проекты, на которые готова Россия, поддержит далеко не каждый.

Если ситуация с Украиной в конечном итоге урегулируется, остатки "Антонова" обязательно кто-нибудь "подберет" – Россия или Китай. РФ терять такую базу и потенциал откровенно жаль. Несмотря на потерю ключевых кадров, КБ остается мощной базой авиапрома, получить ее в том или ином виде было бы заманчиво и перспективно.

Российский авиапром также много потерял от разрыва Украиной кооперационных связей. С другой стороны, появился потенциал для внутреннего развития и импортозамещения. Хотя Sukhoi Superjet 100 пять лет и не мог взлететь, в конечном итоге до ума проект довели своими силами. Тем более, что на сегодняшний день возможности налаживания кооперации с "Антоновым" выглядят весьма сомнительными", - заключает Дмитрий Адамидов.