Ещё

За колючей проволокой: ЕС отгораживается от России забором 

ЕС отгораживается от России забором
Фото: РИА Новости
На западных рубежах России со стороны стран Балтии возводятся трехметровые заборы с системами видеонаблюдения. Калининградский эксклав тоже отгораживают от  и по суше, и по морю. К 2020 году Россия окажется за колючей проволокой.
Восточная Европа отгораживается от России — не только санкциями, но и заборами. Первопроходцем стала Эстония. Власти два года обсуждали, какой забор приличествует этому случаю. Какой высоты, какой ширины должна быть контрольная полоса, с какими системами видеонаблюдения. И в конце концов определились с параметрами.
«Мы возведем забор высотой 2,5 метра примерно на 90 км», — рассказал порталу Delfi глава республики Ханно Певкур. Также на пограничной полосе появится патрульная тропа шириной не менее двух метров и контрольная линия шириной до восьми метров, будут также установлены преграды для животных, шлагбаумы, пограничные столбы, предупреждающие знаки и освещение.
«Эстония нуждается в современной госгранице, достойной быть внешней границей Европы и », — считает эстонский чиновник.
На заболоченных участках границы планируется поставить лишь пограничные столбы, а на Чудском озере разместить 600 буйков. Следить за безопасностью собираются с помощью видеокамер и беспилотников.
За Эстонией потянулась Латвия. Латвийско-российская стена будет немного выше — 2,7 метра. Сначала Латвия намерена возвести 24 км стены, после общая протяженность конструкции будет доведена до 92 километров. Забор должен быть оснащен камерами видеонаблюдения и сенсорными системами. Завершить строительство планируется в 2020 году.
Рига также объявила, что ограду поставят и на границе с другим соседом — Белоруссией. Здесь проходит внешняя граница . Планировался бетонный забор на отдельных участках границы.
Евросоюз, впрочем, денег на этот проект пока не выделил, а на свои средства латвийские власти обустраивать границу не спешат.
Для начала решено, что государство будет заниматься выкупом земельных участков вдоль границы с Белоруссией.
У Литвы также имеется госграница и с Белоруссией, и с Россией, а точнее, — с российским эксклавом — Калининградской областью, бывшей Восточной Пруссией. Литва еще в прошлом месяце начала строительство забора, чтобы отгородиться от Калининградской области. «До конца года это ограждение будет возведено на литовской стороне на участке протяженностью 44,6 километра», — сообщали местные СМИ со ссылкой на Службу охраны государственной границы республики.
Здесь будет построен металлический сегментный забор примерно двухметровой высоты с дополнительным оборудованием, уточнили пограничники. Церемония закапывания первого столба прошла в деревне Рамонишкю. Ограждение будет находиться на участке границы трех государств: Литвы, Польши и России. Но 44,6 км — это лишь часть 145-километровой сухопутной границы с территорией России (Калининградская область). Литва планирует полностью закрыть сухопутную границу с Россией — от реки Неман на севере до Виштынецкого озера на юге.
Водная часть границы (109 км) проходит по Неману, она уже была оборудована системой видеонаблюдения. Новый приграничный забор установят и здесь, теперь по суше, вдоль реки.
«В нашей программе четко указано: цель — чтобы к 2020 году граница с Белоруссией и Калининградской областью охранялась при помощи современных средств», — поясняли ранее литовские чиновники.
Если посмотреть на карту Восточной Европы, то заборы можно обнаружить и на юге, и на севере от наших европейских соседей. Южнее стран Балтии — Украина. Там граница местами уже укомплектована забором. Украина начала возводить стену уже после присоединения Крыма к России — в 2015 году. Протяженность стены — 2 тыс. км. Из них 400 км — мятежные самопровозглашенные республики. Стоимость — 4 млрд гривен. Срок окончания строительства — 2018 год.
Севернее стран Балтии Россия граничит с Финляндией и Норвегией. Финны утверждают, что не хотят строить заборы. Но та же Эстония в 2015 году отрицала возможность возведения ограждения.
А Норвегия строит. Хотя эта страна граничит с Россией за Полярным кругом, что является естественным препятствием для желающих прорваться в страну нелегально. До распада СССР здесь уже была проволочная стена. В 90-е, после распада Союза, норвежская сторона настаивала на демонтаже советских пограничных заграждений. Колючку в итоге убрали.
Но в прошлом году официальный Осло распорядился приступить к строительству нового забора высотой 3,5 метра. Пока возвели только 200 метров возле КПП Стурскуг-Борисоглебск. Всего же протяженность российско-норвежской границы составляет почти 200 км. Такой километраж богатую Норвегию не остановит.
Забор на границе — дорогое удовольствие. Литва объявила, что первая часть забора длиной в 44,6 км обойдется госбюджету страны в 1,3 млн евро. То есть стоимость 1 км забора примерно равна 30 тысячам евро, не считая его обслуживания.
В среднем же примерно в 26 тыс. евро обойдется каждый километр забора для Литвы. Общая протяженность запланированной ограды — 135 км стоимостью в 3,5 млн евро.
Врио губернатора Калининградской области в шутку посоветовал Литве закупать для забора не проволоку, а кирпичи, которые производятся на одном из российских приграничных заводов.
Стоимость забора, похоже, напрямую зависит от того, за чей счет он возводится. В Эстонии новым обустройством границы с Россией планируют заняться в основном за счет Евросоюза. На 108 километров потребуется 71 млн евро, утверждают эстонские власти. Итого один км тянет на 657 тыс. евро. В свое оправдание — почему так дорого? — эстонцы отвечают: верхнюю часть забора необходимо усилить колючей проволокой.
У тех, кто уже строит новые погранзаборы, и у тех, кто только собирается реализовать заградительные планы, нет внятного ответа, будет ли толк от этой затеи. В случае военного конфликта проволока не остановит. Против отчаявшихся мигрантов тоже вряд ли поможет. Мигрантов на границе РФ-ЕС ловят чуть ли не каждый день. Причем это не только граждане соседних государств, но и беженцы из стран Средней Азии и даже из Вьетнама.
Начальник Государственной службы пограничной охраны Латвии Нормундс Гарбарс считает, что «любое ограждение, за исключением трехметровой стены, можно физически преодолеть».
Решить проблему контрабандной торговли стена тоже не в состоянии. Более или менее внятный мотив есть у Польши, граничащей с Россией, Украиной и Белоруссией (и через последнюю — с Россией). Так вот, экономический совет при Совете министров Польши четко заявил, что готов построить забор на границе с Белоруссией и Украиной длиной в 729 км из-за африканской чумы свиней. Ориентировочная стоимость строительства — $27 млн, сообщает Tut.by.
В Польше уже зафиксировано 380 случаев АЧС у диких кабанов, обитающих преимущественно в Белоруссии. Заодно, видимо, решили поляки, забор подкосит и контрабанду дешевого белорусского табака и сигарет, а также станет препятствием для мигрантов.
Несмотря на высокие затраты и сомнительную отдачу, страны отгораживаются друг от друга. В 2004 году израильтяне отгородились от Палестины на 700-километровом участке общей границы. Турция с 2014 года возводит 500-километровую стену вдоль границы с Сирией. Здесь планируют поставить трехметровый забор с наблюдательными башнями. Саудовская Аравия в 2015 году начала возведение стены на 900-километровой границе с Ираком.
Самое внушительное заградительное сооружение — проект США на границе с Мексикой. В 2006 году президент подписал «Закон о безопасном заборе», предусматривающий строительство новых заградительных сооружений местами до 4,5 м высотой и протяженностью 1100 км. Уже построено порядка 1000 км — это треть от общей границы с Мексикой. во время своей избирательной кампании заявлял о намерении продолжить возведение стены, чтобы сократить поток мигрантов и вернуть рабочие места американцам. По экспертным оценкам, мегапроект обойдется американским налогоплательщикам в $25 млрд
«Президент Трамп, одобряющий строительство забора на границе с Мексикой, ничего не добьется. У них реальная проблема с перетоком рабочей силы, но мексиканцы уже прорыли десятки подземных ходов, чтобы пробраться в Америку», — говорит «Газете.Ru» , профессор факультета мировой экономики и мировой политики .
По мнению эксперта, возведение заградительных сооружений со стороны Евросоюза — это чисто символический шаг. «Это сигнал Брюсселю, что вот, мол, смотрите, у нас есть проблемы с недружественным восточным соседом и мы пытаемся с этим что-то делать, помогите нам», — говорит Портанский.
Затея с заборами — это и попытка сплотить электорат внутри самих стран, тех же Балтии или Норвегии, уточняет Валентина Комлева, декан факультета международного регионоведения и регионального управления Института государственной службы и управления . По ее мнению, власти, воздвигая заборы, пытаются оказать давление на общественное мнение в силу того, что доверие к самой этой власти снижается, все меньше людей приходят на выборы, все больше недовольных, в том числе действиями России.
Правда, рост негативного отношения заметен не только в бывших советских республиках, но и в «старой Европе» — во Франции, Италии, Венгрии. Brexit— пример такого же рода.
По мнению экспертов, решить проблему, в основе которой лежит геополитика, чисто механическим способом, конечно же, не получится. Никто не хочет новой войны, но если произойдет нечто подобное, то забор точно не защитит.
Реконструкция первого этажа стала адом для жителей дома
Комментарии49
Читайте также
Новости партнеров
Новости партнеров
Больше видео