Войти в почту

"Серым" зарплатам в России нужен контроль по-итальянски

Оценка Минфином "серого" фонда оплаты труда в России в 10 триллионов рублей в год‍ может быть не совсем достоверна, но, скорее всего, близка к реальности. Об этом ФБА "Экономика сегодня" рассказал проректор Академии труда и социальных отношений Александр Сафонов.

"Серым" зарплатам в России нужен контроль по-итальянски
© ФБА "Экономика сегодня"

"Уровень нелегальных зарплат в России с обретения независимости был достаточно высок, но на сегодняшний день эту проблему искоренить не удалось ни одной стране мира. Даже в законопослушной Германии рынок нелегального труда оценивается в 7% - для этой страны показатель существенный. В РФ же принято считать, что из "тени" бизнес начал выходить со снижением подоходного налога до 13%.

Но этот период пришелся на экономический подъем в России и значительный рост нефтяных цен, потому налог не стал причиной, а подспудным фактором. Причин ухода бизнеса на нелегальный статус всего две: нехватка инвестиций для собственного развития и административные барьеры. В первом случае, если предприниматель не имеет доступа к дешевым кредитам, вынужден экономить на налогах. Второй – это препоны и проверки государства, создающие массу проблем", - отмечает эксперт.

Минфин опубликовал документ, в котором Минфин оценил "серый" фонд оплаты труда в России, с которого налоги не уплачиваются либо уплачиваются не полностью, в 10 трлн рублей в год. Отчет говорит, что переход из серой в белую зону может оказаться болезненным в силу повышенной нагрузки прямых налогов на труд. Стоит отметить, что доходная часть в бюджете-2017 зафиксирована на уровне 13,44 триллиона рублей

"Чтобы бизнес мог спокойно расширяться, ему необходимы доступные и выгодные кредиты – не дороже 10% годовых. Если займы становятся дороже, выгоды предприниматель не видит. В этом случае вновь ищет способы сэкономить в собственной структуре – на налогах и зарплатах. И, как известно, доходность крупных мировых корпорация примерно 14% в год, от этого и приходится исходить в инвестиционных расчетах", - подчеркивает специалист.

Панацеи для легализации бизнеса не существует

Сейчас страховые взносы во внебюджетные фонды для большинства компаний составляют 30% от фонда оплаты труда, из них в Пенсионный фонд направляется 22%, Фонд социального страхования - 2,9%, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования - 5,1%. Для представителей малого бизнеса общая сумма страховых взносов составляет 26%.

По словам Сафонова, в 1999 году задолженность по зарплатам в РФ составляла порядка 100 миллиардов долларов. К 2005, когда улучшились экономические условия, показатель снизился до 26 миллиардов. При этом руководство страны развивало проекты по повышению ответственности бизнеса к выплатам заработных плат, стимулировало выход из "тени". К сегодняшнему дню задолженность по зарплатам составляет менее 4 миллиардов.

"Универсального способа легализовать бизнес в мире не существует. Для этого применяется комплекс мер. Требующий изменения законодательства. Помимо обеспечения предпринимателям доступа к дешевым кредитам, необходимо, к примеру, повышать финансовую грамотность населения – объяснять преимущества легальных зарплат.

Кроме того, в Италии хороших результатов удалось добиться жестким контролем расходов и доходов населения. Если человек покупает дом или машину, но доходов на нее не было, ему вменяется крупный штраф – фискальные органы делают вывод, что фигурант скрывает прибыли, а значит, и налоги в бюджет. Невозможность купить транспорт и недвижимость – серьезный фактор в пользу легальной работы. В итоге объем теневого бизнеса в этой стране удалось снизить с 40% до 20%.

Кроме того, неплохо помогает отмена срока давности за налоговые преступления. Если сегодня тебе удалось с кем-то договориться и укрыть часть доходов, нет гарантий, что новый чиновник завтра или через 10 лет не окажется более принципиальным. Тогда с человека спросят, что называется, по полной программе", - заключает Александр Сафонов.