Войти в почту

Сербия, Венгрия и Болгария застолбили газовый маршрут на будущее

В Европе разворачивается достаточно серьезная борьба за российский газ. Южные и балканские страны не только хотят сохранить надежность своего энергетического снабжения, но и в перспективе получить дополнительные доходы от статуса транзитера, объясняют эксперты.

В Европе разворачивается борьба за российский газ
© gazprom.ru

Южный газовый коридор Европы

В ходе Всемирного нефтяного конгресса президент Сербии Александр Вучич заявил о желании Белграда присоединиться к проекту «Турецкий поток». Вучич назвал положение Сербии для транзита энергоресурсов геостратегическим, а также озвучил намерение участвовать в обеспечения энергобезопасности Европы.

Ранее о намерении принимать весь поток предназначенного для Европы газа в случае отказа от украинского транзита высказался и президент Болагрии Бойко Борисов. Страны выразили желание отстаивать свои интересы в связке, и теперь намерены подписать соответствующее соглашение друг с другом. Маршрут российского газа через Болгарию и Сербию находят наиболее привлекательным и в Венгрии, которая собирается начать получать российский газ уже к 2019 году. Более того, Будапешт уже подписал соглашение о продлении газопровода «Турецкий поток» с «Газпромом».

«На данный момент существует несколько вариантов дальнейшего транзита россйиского газа после того, как он пройдет через «Турецкий поток». Сам проект «Турецкого потока» вообще не подразумевает его вхождение далеко на территорию Европы. Мы говорим об альтернативных вариантах дальнейшего маршрута транспортировки газа, который будет приходить на границу Европейского союза, на турецкий газовый хаб.

Последнее слово за Еврокомиссией

Первый вариант обсуждается в контексте возобновления проекта «Южный поток». Альтернативный вариант есть у Словакии, газопровод носит название Eastring. Есть проект, который может пройти через Сербию. Идет достаточно серьезная борьба, потому что никто не хочет потерять надежность своего снабжения. К тому же балканские страны пока не очень хорошо привязаны инфраструктурой к европейскому рынку, и у них могут возникнуть серьезные проблемы со снабжением.

А самое главное - все хотят получать дополнительную плату за транзит», - комментирует ФБА «Экономика сегодня» заместитель заведующего кафедрой конкурентной и промышленной политики МГУ Александр Курдин. Причем то, как разрешится этот спор, зависит не столько от России, сколько от самой Европы. Строительство газопровода по южному маршруту не избавит от всех проблем, все упирается в решение Еврокомиссии.

Как отмечает научный сотрудник Института Славяноведения РАН Георгий Энгельгардт, к сожалению, вес Сербии не позволяет напрямую влиять на решение Еврокомиссии.

«Мы видим, что даже позиция члена Евросоюза Венгрии здесь не играет решающей роли, поэтому история будет продолжаться. Заявление об интересе ко второй нитке «Турецкого потока» со стороны Сербии, Болгарии и Венгрии является желанием застолбить за собой маршрут на будущее. Если Еврокомиссия одобрит южный газовый коридор, то у этих стран будут высокие шансы поучаствовать в проекте», - резюмирует Энгельгардт.