Войти в почту

Кто и зачем распространяет сообщения о возможной химатаке в Сирии?

СМИ рассказали о возможной химической атаке в Сирии накануне переговоров в Астане. Информация основывается на данных собеседника РИА Новости, которого агентство называет «военно-дипломатическим источником». «В населенном пункте аль-Магара (провинция Идлиб) в помещении крупного технологического здания идет подготовка организации провокации с применением отравляющего вещества зарин. На данном складе предположительно находятся боеприпасы, начиненные этим отравляющим газом», — такую цитату приводит агентство.

Кто распространяет сообщения о возможной химатаке в Сирии?
© DHA-Depo Photos / AP

Это уже второе сообщение о возможной химической атаке в Сирии за две недели. В прошлый понедельник США уличили в подготовке провокации режим Башара Асада, отказавшись предоставлять некие секретные доказательства. Фактически атмосфера заочных взаимных обвинений создает ситуацию, в которой провести химатаку выгодно каждой из сторон конфликта, комментирует

эксперт Высшей школы экономики, специалист по Ближнему Востоку Леонид Исаев:

«С точки зрения выгоды абсолютно любая страна может попытаться воспользоваться этим в своих интересах. Причем этим может воспользоваться как оппозиция, так и силы режимы. Вспомните последний эпизод с применением химоружия в Хан-Шейхуне и последующим авиаударом американцев по военной базе. И та, и другая сторона была заинтересована в том, чтобы этот удар совершить и в том, чтобы впоследствии американцы таким образом отреагировали на него. Здесь, мне кажется, ситуация похожая. Действительно и сирийская оппозиция может быть в этом замешена, потому что понятно — для нее выгодно, чтобы американцы вообще вели себя гораздо более жестко. Здесь своя выгода может быть и у самого сирийского режима, и у Тегерана, потому что подобного рода инцидентны приводят к тому, что России все труднее и труднее становится найти какой-то компромисс с США. Как мне кажется, сирийский режим менее всего заинтересован в том, чтобы США и Россия смогли прийти к какому-то политическому урегулированию конфликта, равно как и Иран. Он, в общем-то, боится, что налаживание диалога по сирийскому вопросу между Россией и США может привести к тому, что мы сможем использовать Иран в качестве какой-то разменной карты в переговорах. Подобного рода фобии в Тегеране существуют. Поэтому практически все стороны могут быть заинтересованы в подобного рода провокациях. Конечно, их риск заметно вырастает».

Сообщение источника РИА Новости, сообщение о подготовке повстанцами химической провокации в Идлибе поступило накануне очередного раунда переговоров в Астане. 4 и 5 июля там встретятся делегации России, Турции и Ирана, также будет присутствовать представитель ООН Стаффан де Мистура. Предмет переговоров пока заявлен лаконично: «дальнейшее согласование параметров зон деэскалации». Как отразится на процессе появление в повестке дня возможной зариновой атаки в Сирии? Ждать ли каких-то результатов от очередного раунда контактов?

Саид Гафуров, востоковед:

«Сам факт того, что эту возможную провокацию стали обсуждать, — уже действует эдипов фактор, эдипов эффект, то есть влияние прогноза на реализацию. Когда все говорят, что готовится провокация с химическим оружием, все, соответственно. учитывают этот фактор. На самом деле, я думаю, что те люди, которые в Вашингтоне опубликовали это предупреждение, специально сработали на то, чтобы не допустить провокации. Потому что сейчас все прекрасно понимают: нет смысла, когда есть такая угроза, никогда Башар Асад не пойдет на провокацию. С другой стороны, очень слабый контроль со стороны мятежников над своими вооруженными формированиями и тоже очень разные интересы, мне кажется, что кто-то в Вашингтоне очень сильно не хочет этой провокации. В Москве, естественно, все очень сильно не хотят».

На прошлой неделе доклад о предыдущей химической атаке в Идлибе опубликовала Организация по запрещению химического оружия (ОЗХО). По заключению ОЗХО, гибель почти сотни людей в Хан-Шейхуне минувшей весной наступила в результате применения зарина. В российском МИД доклад организации назвали «основанным на сомнительных данных» и обвинили авторов в «подталкивании читателей к умозаключению об ответственности Дамаска». Москва намерена «самым тщательным образом изучить документ» и высказать соответствующие оценки на спецсессии исполнительного совета ОЗХО 5 июля, передает ТАСС.