Войти в почту

Ан-148 улетает из России

Россия выходит из российско-украинского проекта по производству Ан-148 в Воронеже после достройки двух последних самолетов. «Антонов» же намерен заменить российские комплектующие и продолжить производство этих самолетов на Украине. Эксперты предупреждают, что Киеву это решение обойдется дорого, а найти новых покупателей будет очень сложно. Россия завершает производство российско-украинского регионального пассажирского самолета Ан-148. После того, как будут достроены две последние машины на Воронежском авиационном заводе, проект будет свернут, сообщил источник в авиационной отрасли. Де-факто, этот проект практически уже свернут, отмечает главный редактор портала «Авиа.ру» Роман Гусаров. «Давно не было слышно о новых заказах на Ан-148. Не потому, что самолет плохой, а потому, что покупатели понимают степень риска покупки самолета с украинскими комплектующими», — отмечает он. Строительство Ан-148 разработки киевского КБ имени Антонова было развернуто на мощностях Воронежского самолетостроительного общества (ВАСО) и киевского авиазавода «Авиант». На территории РФ оно велось по украинской лицензии. В 2015 году сложилась сложная ситуация с поставками самолета из-за того, что на фоне вхождения Крыма в состав России и санкционного режима авиапредприятия РФ и Украины начали сворачивать сотрудничество. Тогда окончание строительства двух из шести самолетов была перенесена на 2016 год. О возможности прекращения производства Ан-148 на Воронежском заводе было объявлено летом 2016 года. Тогда говорилось, что это может произойти в 2018 году, после выполнения всех обязательств по ранее подписанных контрактам. В феврале этого года компания «Антонов» заявила, что продолжит выпуск Ан-148 после замены в них российского оборудования на комплектующие производства Украины и западных компаний. Сейчас порядка 50% комплектующих — российские. Ан-148 — региональный реактивный узкофюзеляжный пассажирский самолет, разработанный украинским конструкторским бюро имени Антонова. Он может без промежуточных посадок совершать полеты дальностью от 2 до 5 тысяч километров, самолет приспособлен для посадки на грунтовые аэродромы. Его крейсерская скорость составляет 800-870 километров в час. Самолеты Ан-148, произведенные на Воронежском авиазаводе, с 2009 года эксплуатируются авиакомпаниями «Россия», СЛО «Россия», «Ангара», летными отрядами МЧС и Минобороны. Российским аналогом Ан-148 можно назвать реактивный «Сухой Суперджет 100» (SSJ 100). Воронежский завод не сильно пострадает от сворачивания проекта Ан-148, считает Гусаров. Завод постепенно переходит на проект производства легкого транспортного Ил-112 и уже поставлена задача производить его большей серией, чем Ан-148. «В проекте Ан-148 был один существенный изъян, — отмечает эксперт, – его себестоимость была очень высока, как и у любой малосерийной техники, и порой завод производил Ан-148 себе в убыток». Однако украинская сторона эти риски не разделяла, получая своевременно деньги за производство комплектующих и авторские отчисления, подчеркнул он. «Антонов» может провести «импортозамещение» в программе Ан-148, сделав ставку на западные комплектующие и материалы, вопрос — сколько будет стоить подобная модернизация, и окупится ли она в дальнейшем, отмечает Олег Пантелеев, исполнительный директор отраслевого агентства «АвиаПорт». Объем поставок самолетов Ан-148 в предыдущие годы был очень мал, и новых контрактов пока не предвидится. «Если бы Киеву удалось найти партнера, который закажет хотя бы два десятка бортов, затевать такую работу можно. Но пока, повторюсь, твердых контрактов нет,» --добавил эксперт. Гусаров напоминает, что Ан-148 сертифицирован только МАКом, а его сертификация в Европе — также весьма затратный проект. «Шансы на то, что самолет Ан-148 продолжит свое существование 50 на 50», — считает он. На рынке коммерческих перевозок выход России из проекта Ан-148 практически не скажется, уверен Пантелеев. Сама ниша таких самолетов не слишком велика, а потребности можно закрыть за счет самолетов иностранного производства: к примеру, S7 приобрела самолеты Embraer. Сложнее военным и силовикам, которым нужно замещать 76-местные Ту-134 на что-то более современное. «Суперджет» они отвергают из-за высокой доли иностранных комплектующих, иностранные им не подходят, Ил-114 пока существует только в виде проекта. Поэтому еще несколько лет, судя по всему, госзаказчики будут летать на том, что есть, считает эксперт. Ан-148 пополнил список совместных российско-украинских авиационных проектов, которые были остановлены после принятия Киевом курса на разрыв кооперационных связей с российскими промышленными предприятиями. Ранее было прекращено взаимодействие с КБ «Антонов» по программе технического сопровождения в эксплуатации тяжелых военно-транспортных самолетов Ан-124 «Руслан». Также был свернут проект Ан-140. Пал жертвой политических разборок и проект Ан-70, который существует в единственном экземпляре, так как не решен вопрос по поводу прав на этот самолет, созданный за российские деньги.

Ан-148 улетает из России
© Газета.Ru
Газета.Ru: главные новости