Войти в почту

Наследство аль-Багдади

Российское Минобороны сообщило всему миру о возможной гибели лидера «Исламского государства» Абу Бакра аль-Багдади в результате российского авиаудара, однако официально эта смерть никем не подтверждена. При этом вопрос выбора нового главаря остается одним из самых проблемных для группировки: аль-Багдади, который позиционировал себя как потомок пророка Мухаммеда, могут не найти преемника с достойной родословной

Что станет с ИГ после смерти аль-Багдади
© РИА Новости

Удар российских ВКС

16 июня Минобороны России объявило, что лидер «Исламского государства» (организация запрещена в России) Абу Бакр аль-Багдади, предположительно, погиб в результате авиаудара российских ВКС. Сейчас ведомство проверяет эту информацию по различным каналам. Как рассказали в министерстве, в конце мая командование российской группировки войск в Сирии получило информацию о том, что лидеры ИГ 28 мая собираются провести совещание в южном предместье города Ракка, который называли сирийской столицей боевиков. 16 июня Associated Press со ссылкой на американских чиновников и сирийских активистов сообщило, что боевики перенесли свою штаб-квартиру из Ракки в город Эль-Меядин в сирийской провинции Дейр-эз-Зор. Как выяснили российские военные, на совещании руководство ИГ собиралось разработать план маршрутов для вывода боевиков из Ракки, которую сейчас осаждают бойцы сирийско-курдского альянса «Демократические силы Сирии» (SDF) при поддержке коалиции во главе с США, через так называемый «южный коридор». В конце мая источник ТАСС в Минобороны сообщил, что командование курдских «Отрядов народной самообороны» (YPG), которые составляют основной костяк SDF, договорилось с представителями ИГ о создании «южного коридора» для безопасного вывода боевиков из города. «Террористам предоставлена возможность беспрепятственно покинуть город при условии, что они направятся в район Пальмиры», — утверждал собеседник агентства. После получения этой информации командование российских войск в Сирии приняло меры для того, чтобы предотвратить выход боевиков в южном направлении. 27 мая российская авиация уничтожила автоколонну ИГ, которая направлялась из Ракки в сторону Пальмиры, отчиталось Минобороны. По данным ведомства, в результате операции погибли более 120 членов ИГ и были уничтожены 32 пикапа группировки. На следующий день, 28 мая, после того как полученные российскими военными данные о месте и времени встречи лидеров ИГ по вопросу «южного коридора» были подтверждены беспилотниками, самолеты Су-35 и Су-34 ВКС России нанесли удар по командному пункту, где проходило совещание группировки. По данным Минобороны, в результате операции погибли высокопоставленные командиры ИГ, входившие в военный совет организации, а также около 30 полевых командиров среднего звена и до 300 боевиков из состава их личной охраны. Среди убитых в результате авиаудара террористов оказались, в частности, глава службы безопасности ИГ Сулейман аль-Шауах, эмир Ракки Абу аль-Хаджи аль-Мысри и эмир Ибрагим ан-Наеф аль-Хадж, который контролировал территорию между Раккой и оазисом эс-Сухна в 70 км к востоку от Пальмиры, отчитались российские военные.

Гибель халифа

Российское Минобороны объявило, что в результате авиаудара ВКС России, предположительно, погиб аль-Багдади, однако официально информацию о его гибели пока не подтверждает: сейчас эти данные проверяются по всем возможным каналам. Ни один из подконтрольных ИГ медиаресурсов информацию о возможной смерти главаря группировки на данный момент никак не прокомментировал, сообщила «Газете.Ru» Евгения Гвоздева, директор программ Европейского центра стратегических исследований и безопасности (ESISC), специалисты которого занимаются мониторингом деятельности террористических организаций и их онлайн-пропаганды. «В настоящий момент ожидать, что официальные источники ИГ как-то подтвердят или опровергнут заявление российского Минобороны, не следует. Как правило ИГ достаточно редко занимается опровержениями и практически никак не реагировалo на слухи о болезни, ранениях и возможной смерти аль-Багдади, которые время от времени появлялись в СМИ за последние 4 года», — рассказала она. В соцсетях многие сторонники ИГ говорят о том, что информация о гибели аль-Багдади является «провокацией», чтобы заставить лидера группировки сделать заявление и дать таким образом новую «наводку» о своем местонахождении, добавила Гвоздева. Начальник отдела исследований ближневосточных конфликтов Института инновационного развития и эксперт Российского совета по международным делам (РСМД) Антон Мардасов также счел сообщение Минобороны сомнительным. Он, в частности, обратил внимание на странные имена якобы убитых в результате авиаудара эмиров и начальника службы безопасности ИГ, указанные в заявлении российского ведомства. «Имена, которыми их назвало Минобороны, практически не идентифицируются. Начальником службы безопасности ИГ действительно являлся Али Сулейман, но его имя звучало не так, как указывает Минобороны. К тому же он уже два года нигде не появлялся, поэтому неясно, действительно ли он занимал этот пост до настоящего времени», — объяснил эксперт «Газете.Ru». Востоковед также предположил, что с заявлением о гибели аль-Багдади может произойти то же самое, что было с убийством пресс-секретаря ИГ и руководителя службы зарубежных операций группировки Абу Мухаммадом аль-Аднани в конце лета прошлого года. «Сначала американская коалиция заявила, что убила его, потом Минобороны заявило, что он погиб от удара российских ВКС. А потом сами боевики распространили информацию о том, что аль-Аднани был взорван взрывчаткой, которую ему подложили в автомобиль, то есть его якобы ликвидировали «свои», — пояснил Мардасов. По его мнению, заявление Минобороны можно также «рассматривать в рамках симметричной пропаганды, которую ведут Минобороны с Пентагоном».

Роль аль-Багдади

Абу Бакр аль-Багдади является самым разыскиваемым террористом в мире. За его поимку США назначили награду в $25 млн. Одна из главных проблем лидера ИГ заключается в том, чтобы не допустить предательства его окружения ради такого вознаграждения, заявил Reuters Хишам аль-Хашими, который консультирует власти ближневосточных стран по делам ИГ. Боевики ИГ захватили значительную часть территорий Ирака и Сирии летом 2014 года. Тогда же аль-Багдади провозгласил на них халифат, а себя объявил халифом. Однако сейчас, когда группировка потеряла контроль над большей частью завоеванных земель, лидер ИГ уже не может претендовать на такой титул, заявил аль-Хашими. «Число его сторонников сокращается на фоне того, как группировка теряет территории», — добавил он. Сейчас в составе ИГ осталось около 8 тыс. боевиков, из которых приблизительно 2 тыс. являются иностранцами, оценил численность группировки иракский эксперт по экстремистским организациям Фадхел Абу Рагиф. Он также считает, что награда, назначенная США за аль-Багдади, вынудила его ограничить свои передвижения и сократить число своих охранников. По данным агентства, лидер ИГ не пользуется мобильными телефонами, а со своими главными помощниками — министром обороны и начальником службы безопасности — общается посредством нескольких курьеров. По словам Мардасова, последнее видеообращение аль-Багдади было опубликовано в 2015 году, а его появлявшиеся позже текстовые обращения и аудиозаписи вполне могли быть подделкой. «Существует много мифов вокруг аль-Багдади. Сообщалось, что он был ранен и покинул халифат через турецкую границу в 2015-2016 годах, и что он проходил лечение в Ливии. Было очень много домыслов, и это, кстати, никак не повлияло на боеспособность джихадистов», — отметил он. Все резонансные и важные заявления от имени группировки делал пресс-секретарь ИГ аль-Аднани. Так, в мае 2016 года он обратился к сторонникам организации с призывом не прекращать борьбу даже в случае территориальных потерь. В структуре ИГ аль-Багдади выполнял роль религиозного лидера: будучи знатоком Корана, он отвечал преимущественно за идеологию группировки. Органом законодательной и исполнительной власти ИГ является Совет Шуры, в который входит около 10-12 человек. Параллельно с ним существует военный совет ИГ, в составе которого исключительно военные специалисты, отвечающие за боевые операции группировки.

ИГ после аль-Багдади

Залогом столь динамичного успеха ИГ в первые годы существования стала комплексная и многоуровневая система управления организации, согласно которой административные, пропагандистские и военные функции делегировались верховным руководством местным вилаятам (провинциям), а затем передавались полевым командирам, говорит Гвоздева. Помимо этого в ИГ были созданы специальные подразделения, занимающиеся пропагандой в СМИ, идеологической подготовкой новых членов, военными операциями, «разведкой» и операциями за рубежом. В состав руководства таких структур в первые годы становления халифата вошло много бывших офицеров армии Саддама Хусейна, обладающих обширным практическим опытом. «В такой структуре халиф ИГ выполняет в первую очередь символическую и «медийную» роль, являясь для сторонников организации живым доказательством праведности Халифата», — объяснила эксперт. По ее словам, это принципиально отличает ИГ от запрещенной в России «Аль-Каиды», вся иерархическая структура которой была жестко завязана на верховном лидере. «Смерть Усамы бен Ладена практически обезглавила организацию», — добавила Гвоздева. В случае, если смерть аль-Багдади действительно подтвердится, это вряд ли существенно повлияет на ход военных операций ИГ в ближайшее время, уверена эксперт. При этом она отметила, что убийство лидера станет сильным ударом для идеологии ИГ, а возможная борьба за преемника может также спровоцировать раскол в руководстве.

Проблема с преемником

В декабре 2016 года Сирийский центр мониторинга за соблюдением прав человека, базирующийся в Лондоне, сообщил, что в Ираке в ближайшее время должно состояться собрание руководства ИГ, на котором лидеры группировки должны будут выбрать потенциального преемника аль-Багдади. Причины выбора новой кандидатуры на должность главаря ИГ не уточнялись, однако ранее в СМИ появилась информация, что аль-Багдади был убит во время операции иракских военных по освобождению Мосула, которая началась в октябре. Вместе с тем, по словам Мардасова, вопрос о возможном преемнике халифа ни в каких пропагандистских материалах ИГ не затрагивался, однако именно он является для группировки самым проблемным. «Идеология халифата базируется на территории, но в 2016 году, когда начались серьезные бои и группировка понесла первые серьезные территориальные потери, ИГ начало пропагандировать идею о том, что несмотря на военные поражения халифат продолжит существовать как идея в разных странах мира. Тогда же боевики распространяли видеоролики с призывами к своим сторонникам совершать атаки за пределами халифата», — рассказал востоковед. При этом вопрос выбора халифа за это время не трансформировался и до сих пор остается проблемным для группировки: это связано с тем, что аль-Багдади, помимо того что сам провозгласил себя халифом, также позиционировал себя наследником пророка Мухаммеда, объяснил собеседник «Газеты.Ru». Как добавила Гвоздева, легитимность халифа ИГ и постулат о «праведности» халифата базируется не только на авторитете и достижениях его лидера, но также на том, что аль-Багдади, по его словам, ведет свой род непосредственно от пророка. «Разумеется, это серьезным образом затруднит для ИГ поиск возможного преемника, который будет обязан соответствовать требованиям не только своим послужным списком, но и «родословной», — уверена эксперт. В структуре управления ИГ халиф является не только идеологическим лидером, но и потомком Мухаммеда и легитимным посланником Аллаха соответственно. «Именно этот постулат стал в свое время причиной идеологической размолвки ИГ и «Аль-Каиды», а также одной из причин успеха пропаганды ИГ», — заключила она.