Войти в почту

«Санкционное пике». Что из нового закона США может навредить России?

Сенат конгресса США намерен в ближайшие дни принять закон о санкциях в отношении России. Меры, которые сейчас действуют на уровне указов президента, будет сложнее отменить: Дональд Трамп не сможет отменять санкции без решения конгресса. Сроки кредитования для российских банков и энергетиков заметно сократятся. Также конгресс намерен противодействовать реализации «Северного потока — 2». Закон может обернуться новым санкционным пике, но это не выбор Москвы, заявил пресс-секретарь президента Дмитрий Песков на просьбу Business FM прокомментировать ситуацию.

«Санкционное пике». Что из нового закона США может навредить России?
© Михаил Палинчак/ТАСС

Дмитрий Песков, заместитель руководителя администрации президента — пресс-секретарь президента РФ:

«Что касается конкретных очередных санкционных устремлений наших коллег, то нам не хотелось бы, чтобы мы опять уходили в санкционное пике, но это не наш выбор. Давайте оценивать то, что уже становится явью, потому что такое количество планов и устремлений декларируется в последнее время в Вашингтоне, что за всем и не уследишь».

В законопроекте речь идет, в частности, об ограничении финансирования находящимся под санкциями российским банкам с 90 до 14 дней. Также предлагается ограничить сроки финансирования российских энергетиков, находящихся под санкциями, до 30 дней. Портфельный управляющий Principal Investors Кайл Шостак заявил РИА Новости, что последствия этого законопроекта могут быть очень ощутимы и это фактически попытка принять новый закон Джексона — Вэника. Советник по макроэкономике генерального директора компании «Открытие-брокер» Сергей Хестанов, наоборот, считает, что эти санкции никакого видимого эффекта не окажут.

Сергей Хестанов, советник по макроэкономике генерального директора брокерского дома «Открытие-брокер»:

«И сейчас большая часть проектов по кредитованию российского финансового энергетического сектора де-факто свернуты. Такое сокращение сроков кредитования фактически на динамику денежных потоков влияния не окажет. Скорее всего, истинная цель этого ужесточения — просто продемонстрировать, что соответствующие органы США что-то делают. Они формально демонстрируют увеличение санкционного давления. Реальный же эффект от этих мер будет близок к нулю. Реальные санкции, которые на самом деле могли бы нанести заметный ущерб российской экономике, — это ограничения на продажу российской нефти и российского газа. Пока же до этих санкций очень далеко прежде всего в силу того, что физически заменить российский трубопроводный газ для очень широкого списка стран — практически вся Восточная Европа — пока нечем. Особенность поправки Джексона — Вэника была в том, что она была проведена в виде закона. С этой точки зрения действительно параллели просматриваются, но сам предмет отличается очень существенно и в нынешнем его варианте больших угроз российской экономике не представляет».

Однако другой пункт, если его примут, будет иметь серьезные последствия, говорит

управляющий директор инвесткомпании «Арбат Капитал» Александр Орлов:

«Принципиальным будет только запрет на инвестиции в государственные облигации. Если в финальной версии закона будет введена фраза, что американские инвесторы — а считай все инвесторы, которые проводят свои деньги через доллары — не имеют права владеть российскими гособлигациями, включая внутренние, то тогда это, конечно, приведет к очень серьезным последствиям, прежде всего для рубля и ОФЗ, потому что сейчас около трети ОФЗ принадлежит иностранцам. Какая доля из них американцы, а какая доля — зависимая от американцев, сложно сказать, но я думаю, достаточно высокая, потому что спрос на керри-трейд, учитывая высокие ставки в России, был очень высоким последние полгода. Поэтому они побегут изо всех сил, тут же продавая и рубли и уходя обратно в доллары».

Вашингтон продолжит противодействовать российскому газопроводному проекту «Северный поток — 2», поскольку Россия использует газ как «оружие принуждения, запугивания и влияния на другие страны». В американских поправках декларируется «помощь союзникам и партнерам», целью которой должно стать снижение зависимости Европы от российских энергоносителей, в первую очередь от газа. Каким образом США смогут повлиять на реализацию второго «Северного потока»?

Михаил Крутихин, партнер консалтинговой компании Rusenergy:

«Если будут объявлены санкции против компаний, участвующих в этом проекте, например, компания, которая будет укладывать трубы, уже никогда не сможет ни получать американских денег, ни участвовать в каких-то американских проектах, да еще и оштрафуют. То есть трубы проложить будет нельзя. Затем какие-то участники этого проекта, например в Германии, тоже могут испортить свои отношения с американскими и финансистами, и партнерами. Проект и так никому ненужный, потому что нынешние мощности труб, которые идут в сторону Европы из России, достаточны для того, чтобы вдвое повысить объем поставляемого газа. Для этого есть у нас «Северный поток — 1», есть трубы, проходящие через Белоруссию, Польшу напрямую в Германию, есть украинская инфраструктура. Труб-то достаточно. Россия выиграет, потому что будет не нужно вкладывать деньги в никому ненужные трубы».

Процедурное голосование по законопроекту должно состояться уже 14 июня.