Войти в почту

"Нафтогаз" решил побить "Северный поток-2". Экономически

И зачем вам всем – то есть, европейцам и "Газпрому" – нужен "Северный поток-2", когда есть украинский маршрут? "Нафтогаз" недоумевает. И даже предлагает новые условия транзита. Но такие ли уж они новые?

Украина не желает остаться у разбитого корыта
© АР

Киев собирается заметно снизить цены за транзит российского газа. Правда, сделать это намерен не раньше 2019 года. Когда закончится контракт на поставку топлива между "Газпромом" и украинским "Нафтогазом". Об этом заявил директор по развитию бизнеса "Нафтогаза" Юрий Витренко, сообщает Deutsche Welle. Что стоит за этой инициативой Киева? Первое, что сразу читается между строк – это желание Украины не остаться у разбитого корыта. По-другому расценивать заявление "Нафтогаза" не получается. В Киеве даже с ценой определились: мол, с 2020 года транзит России обойдется дешевле примерно на одну десятую. И в Киеве уже подсчитали, что в результате украинская ГТС станет привлекательнее "Северного потока-2". Как водится, не обошлось без оговорок: в "Нафтогазе" отметили, что это будет возможно, если Украине будут гарантированы ежегодные объемы транзита газа около 110 млрд кубометров. Ну а как же иначе. Надо же показать характер. Просто так на мировую идти без торга как-то не комильфо. То есть, вновь политика превалирует над экономикой. Хотя, если бы меньше было истерик киевских и властей ряда стран Восточной Европы в адрес Москвы, по отношению к российским проектам, то можно было бы договориться и быстрее, и выгоднее для всех, констатируют эксперты. Российская позиция – это в большей степени адекватный ответ Москвы на малооправданную истерику Киева. Не делать же вид, что ничего не происходит. Тем более, когда это касается национальных интересов. А потом, политика – политикой, а Россия ради сохранения статуса надежного поставщика газа предлагает альтернативные варианты выхода из ситуации. "Южный поток". "Турецкий поток". Москва это делает, заботясь о своих европейских партнерах. А Украина, как стала незалежной, с тех пор статус надежного транзитера только теряла, ничего не приобретая. Есть, скорее всего, еще один момент. У Европы возродился активный интерес к российскому газу. Политический кризис, курс на диверсификацию поставок российского газа в Европе – чего только ни придумывали. И все равно доля российского газа на европейском рынке растет. Киев, по всей видимости, понимает, что на этом можно заработать. Европейские политики стали часто позитивно отзываться о российских проектах. На этом фоне европейские энергетические компании активизировались, зная, что контракты с "Газпромом" – дело прибыльное. Тем более, когда цены на газ заметно снизились. Российский холдинг ведет гибкую стратегию. Цены "Газпрома" порой были выше цен европейских хабов, и некоторые компании начали жаловаться на нефтепродуктовую привязку. Даже в какой-то момент стал падать спрос. Но "Газпром" шесть лет назад решил пойти на уступки. Для начала использовал понижающие коэффициенты в контрактах. Позже стал избегать нефтепродуктовой привязки к стоимости. В результате российский газ, который в 2012–2013 годах был едва ли не самым дорогим в портфеле европейских компаний, стал весьма привлекательным. Украина носом чует, что если сейчас не подсуетиться и не показаться перед Брюсселем более гибким, нежели раньше, партнером, то через пару лет можно будет лишь наблюдать, как дряхлеет и ГТС, и ПХГ и все остальное, что было связано с газом. Олег Обухов, радио Sputnik