Войти в почту

Хлор навис над Авдеевкой

25 февраля руководство ДНР заявило, что украинских радикальных националистов удалось вытеснить с территории Донецкой фильтровальной станции. Несмотря на это, украинские военные продолжают укреплять позиции недалеко от ДФС. Обострение конфликта на востоке Украины повышает вероятность утечки хлора со станции, который может поразить обе стороны. В выходные в центре внимания противоборствующих сторон в Донбассе стала Донецкая фильтровальная станция, где находится склад ядовитого жидкого хлора. Информация об опасных маневрах в районе этого объекта вызвала опасения об экологической катастрофе районного масштаба. Днем 25 февраля заместитель главы оперативного командования самопровозглашенной Донецкой народной республики (ДНР) Эдуард Басурин заявил, что территория Донецкой фильтровальной станции (ДФС) наконец освобождена от «украинских националистов». Накануне Басурин сообщил, что боевики захватили ДФС с использованием крупнокалиберных пулеметов и минометов. «Военное руководство Украины нашло в себе силы и смогло выгнать радикальных националистов с территории Донецкой фильтровальной станции. Тем не менее противник продолжил укреплять свои блиндажи вблизи станции, что является существенным нарушением предоставленных ВСУ 15 марта 2015 года письменных гарантий и принятых ранее в Минске договоренностей», — заявил Басурин на брифинге. Ранее он утверждал о захвате ДФС, хотя эту информацию опровергли в штабе АТО (антитеррористическая операция, так Киев называет боевые действия на востоке страны). По данным Украины, эта информация не соответствовала действительности и распространялась «с целью реализации очередной провокации со стороны российско-оккупационных войск». Впрочем, 25 января миссия ОБСЕ в своем отчете уже отмечала появление в 200 метрах от ДФС новых позиций вооруженных сил Украины (ВСУ). Заявления Басурина только подчеркнули проблему, которую представляет ДФС для зоны боевых действий. Любые военные действия вокруг станции вызывают резонанс. Здесь находится склад жидкого хлора для обеззараживания воды. 24 февраля станция подверглась мощному обстрелу. Директор компании «Вода Донбасса» Олег Мокрый сообщил о том, что на территории ДФС взорвались шесть снарядов, после чего было принято решение прекратить работу объекта и эвакуировать рабочих. Совершенно новой в сообщениях о повреждении станции была информация о перебитом хлоропроводе и попадании одного из боеприпасов в резервуар с хлором.

Хлор навис над Авдеевкой
© РИА Новости

Авдеевка с хлором

Даже до войны доставка хлора на станцию имела признаки спецоперации. Цистерну с особо опасным грузом везли на станцию Ясиноватая. Потом, с массой предосторожностей и только в светлое время суток, хлор доставляли до резервуаров ДФС. Эта процедура проходила регулярно, раз в два месяца. Ее последовательность в военное время подробно описал «Газете.Ru» в своем интервью министр Украины по делам временно оккупированных территорий Вадим Черныш. Хлор как продукт двойного (военного) назначения завозится через линию фронта по специальному разрешению Службы безопасности Украины под гарантии международных посредников и миссии ОБСЕ. Закупкой реагента и его доставкой при сотрудничестве с украинским правительством и властями самопровозглашенной республики занимаются «нейтралы» — Швейцарская конфедерация. Цистерна идет через зону боевых действий днем по перегону Попасная — Ясиноватая. Также днем, в специально организованное «окно» перемирия, хлор доставляется из Ясиноватой еще раз через линию фронта на нейтральную полосу к резервуарам ДФС. При таких регулярных «тренировках» все командиры среднего и младшего звена по обе стороны линии фронта прекрасно осведомлены о рисках нахождения рядом с ДФС. Хлор представляет собой газ желто-зеленого цвета, с резким запахом (запах хлорной извести), который в 2,5 раза тяжелее воздуха. Прежде чем гипотетически поразить мирных жителей, он в первую очередь заполнит естественные и неестественные низины и ямы — военные блиндажи и окопы, не разбирая цветов флагов и нашивок. Хлор применялся как оружие в Первую мировую, и эту опасность в окопах под Авдеевкой и Ясиноватой понимают все. Что изменилось в ситуации в последние месяцы? Бывшие украинские комбаты и ветераны боевых действий в Донбассе в рамках объявленной ими блокады перекрыли перегон Скотоватая — Ясиноватая, по которому обычно завозили цистерну с хлором на территорию самопровозглашенной республики. Вместе с тем в Донецке не проходят занятия по противохимической обороне. Окраины Донецка от ДФС отделяет около 12 км, центр еще дальше. Корреспонденту «Газеты.Ru» неоднократно приходилось в 2014 году гостить в Васильевке (ДНР) рядом с ДФС. Там холмистые места с балками и оврагами и неустойчивой розой ветров. Местные жители согласны, что непосредственная опасность в случае утечки хлора будет грозить прежде всего одному крупному городу — украинской Авдеевке.

Бои вокруг станции

ДФС находится на нейтральной территории рядом с водохранилищем, между позициями враждующих армий. Буквально по другую сторону от водохранилища в селе Васильевка с 2014 года находятся передовые позиции одного из батальонов бригады «Восток» (ныне 11-й полк 1-го армейского корпуса ДНР). Буквально в паре километров — Ясиноватский путепровод, его также удерживают бригада «Восток» и бойцы батальона «Сомали». В сотнях метров перед путепроводом — «промка» Авдеевки, где с февраля 2016 года позиции занимают подразделения 72-й бригады ВСУ. Захваченные украинскими военными опорные пункты «Алмаз», «Алмаз-1» и «Алмаз-2» — тоже в непосредственной близости от ДФС. Именно поэтому сначала представители самопровозглашенной республики в Минске в начале февраля, а теперь 24 февраля губернатор Донецкой области Павел Жебривский потребовали создать крошечную демилитаризованную зону — всего лишь в 1,5 км — вокруг фильтровальной станции. Зону, которую выстрелом может покрывать даже 82-миллиметровый миномет. Дальше отодвинуть фронт уже некуда. В полутора километрах от Донецкой фильтровальной станции по кругу — окраины Ясиноватой, Васильевка (ДНР) и Авдеевка (ВСУ). Позиции противоборствующих сторон — в сотнях метров. Никакой военной ценности как минометная позиция ДФС не представляет — только самоубийца может прятаться с таким оружием рядом с резервуаром с девятью тоннами жидкого хлора. Неприкосновенность ДФС все годы военных действий держалась на гласных и негласных соглашениях двух сторон конфликта. И ее остановки в основном были связаны как раз с проблемами с перебитыми энерговводами, а не обстрелами непосредственно территории станции.