Войти в почту

Новейший британский эсминец боится «Варшавянку»

Британская Sunday Times провела расследование причин недовольства моряками эскадренного миноносца проекта 45. В результате выяснилось, что все 6 кораблей, которые строились в период с 2003 по 2013 год необходимо экстренно даже не ремонтировать, а частично переделывать. Так как при проектировании эсминца было допущены грубые ошибки. Каждый эсминец обошелся казне в миллиард фунтов стерлингов. И теперь придется существенно повысить эту цену. Крупнейшая переделка – замена двигателя. Для чего придется, как пишет газета, «вырезать огромные дыры в корпусе», а после замены силового агрегата латать их. Немало и других переделок. Одну из главных проблем эсминца образно сформулировал контр-адмирал Крис Перри: корабли так шумят под водой так, словно это «ящики с гаечными ключами». И, соответственно, могут стать легкой добычей, скажем, дизельной подводной лодки проекта 636 «Варшавянка», которую за рекордную бесшумность называют «черной дырой». Лодки, оборудованные современной гидроакустической аппаратурой, способны обнаруживать их за 100 миль. Вызывает нарекания британцев и надежность оборудования эсминца, которое, по свидетельству контр-адмирала, «постоянно ломается». В средних широтах это сказывается не слишком сильно, но в поясе с жарким климатом возникают серьезные проблемы у целого ряд механизмов. Особенно страдает двигатель. Именно из-за него в прошлом году один из эсминцев потерял ход в Персидском заливе. Так что ввод в строй после капитального ремонта всей шестерки кораблей к 2020 году весьма проблематичен. А ведь они должны стать одним из основных компонентов формируемых «Перспективных сил 2020». Эти эсминцы, которые еще называют по имени головного корабля эскадренными миноносцами типа HMS Daring (HMS - Her Majesty's Ship, или же Корабль Её Величества), - самые крупные в своем классе из когда-либо построенных для Королевского военно-морского флота Великобритании. Они являются главными кораблями флота. Водоизмещение - 8000 тонн. Длина – 152 м, ширина – 21,4 м, осадка – 7,4 м. Оснащены тремя парами силовых установок. Полная скорость хода – 29 узлов. Дальность плавания – 7000 миль. Автономность – 45 суток. Экипаж – 190 человек. «Даринг» - это корабль ПВО и ПРО, действует в составе морских группировок и решает задачи обороны от нападения с воздуха. Правда, есть и средства борьбы с подводными лодками, но они, как следует из расследования Sunday Times, не только неэффективны, но и, пожалуй, бессмысленны. К тому же эти средства трудно признать эффективными, поскольку на корабле отсутствуют противокорабельные ракеты. Что же касается прикрытия от воздушного нападения, то оно организовано неплохо. И по мнению эксперты, даже превосходит возможности американской системы ПРО и ПВО морского базирования «Иджис». Преимущество обеспечено в первую очередь за счет удачных РЛС – и дальнего наблюдения, и оперативной, управляющей ракетно-пушечным вооружением. Обнаружение самолетов и ракет осуществляется на расстоянии в 400 километров. РЛС хорошо работает с низколетящими ракетами за счет высокого расположения антенны. Стрельбу ракетами Aster 30 можно вести с дистанции в 120 км. При этом ракета способна маневрировать с перегрузками в 60 g. У эсминца есть и еще два достоинства – он интегрирован в единую информационно-боевую сеть. И способен выдавать целеуказание другим кораблям соединения. Также на корабле, помимо экипажа, может на постоянной основе размешаться рота морского десанта. Это достигнуто за счет высокой степени автоматизации корабельных процессов, что позволило сократить экипаж, а высвободившиеся места предоставить десанту. На эсминце базируется один тяжелый или два легких противолодочных вертолета. Но все эти несомненные достоинства могут оказаться нереализуемыми в боевых условиях из-за промашек при их проектировании. Следует подчеркнуть, что эсминцы типа 45, являющиеся последним достижением конструкторской мысли, сделать погоду на театре военных действий не в состоянии. Даже если в результате ремонта и переделок их доведут до необходимых кондиций. Потому что это средства обороны, предназначенные для отражения авиационных и ракетных атак. С ударными кораблями в Королевском флоте просто беда. Министерство обороны в конце прошлого года объявило о намерении оставить флот без противокорабельных ракет «Гарпун» - основного средства нанесения удара по кораблям противника. Такое ошеломляющее решение было принято в связи с сокращением финансирования. Замена «Гарпунам» должна появиться не ранее, чем через 10 лет. Министерство обороны «раздевает» и морскую авиацию. В этом году будут сняты с вооружения ракеты «воздух-поверхность» Sea Skua, которыми оснащены ударные вертолеты. Новый тип авиационных ракет должен появиться в 2020 году или даже позже. На это на флоте отреагировали крайне резко, а последствия «ракетного вероломства» были охарактеризованы как крайне непредсказуемые. Моряки считают, что при таком раскладе британские боевые корабли будут лишены возможности противостоять вероятным противникам – России и Китаю. Как всегда, наиболее красноречивым был контр-адмирал Крис Перри, назвавший решение правительства безответственным, а британские корабли – «годными лишь для парадов, а не для морских сражений». Несомненно, правительство, снимая с вооружения противокорабельные ракеты, ослабляет боеспособность флота. И об этом постоянно говорится в Комитете по обороне британского правительства. Принимаются резолюции, в которых говорится об «удручающе низком» количестве военных кораблей на вооружении Королевского флота. О том, что без четкого плана по обновлению флотилии их количество может снизиться в любой момент. А пока главные надводные силы флота представляют 6 эсминцев типа 45 и 13 фрегатов УРО (с управляемым ракетным оружием) типа 23. Но при этом самым слабым местом Королевского флота является не количество кораблей, а концепция его строительства. То есть несбалансированность ударных и защитных свойств кораблей. Как уже было сказано, эсминцы способны эффективно бороться с авиационным и ракетным нападением. И тут они жестко привязаны к ударным фрегатам типа 23, у которых такая возможность практически отсутствует. Да, они имеют ракеты ПВО. Но средства их наведения оставляют желать лучшего. РЛС имеет всего лишь два канала, то есть способна одновременно отбиться лишь от двух ракет. Но это теоретически. Потому что практически это сделать не слишком просто – ракеты имеют архаичный радиокомандный способ наведения на цель, головка самонаведения отсутствует. Воевать со сверхзвуковыми ракетами таким образом весьма сложно. Не говоря уж о гиперзвуковых ракетах «Циркон». Еще один недостаток ЗРК Sea Wolf – отсутствие возможности бороться даже со средневысотными целями, максимальная высота «достреливания» - 5 км. То есть любой бомбардировщик периода Второй мировой войны может безнаказанно посыпать британские фрегаты свободнопадающими бомбами. Что можно было наблюдать в 1982 году во время войны Великобритании с Аргентиной за Фолклендские острова. Точно так же фрегаты жестко привязаны к эсминцам, которые не в состоянии противостоять подводным лодкам. Именно фрегаты должны защищать от подводного нападения не только себя, но и корабли типа 45. Однако и у них эта функция не на высоте. Она реализуется при помощи двух спаренных торпедных аппаратов калибра 324 мм. При этом легкая торпеда «Стингрей», принятая на вооружение в 1983 году, имеет дальность в 8 километров и скорость в 45 узлов. И что же будет с британским флотом, если лишить его ударного вооружения, то есть противокорабельных ракет? Две группы кораблей, которых будут долбить с воздуха и из-под воды.

Подводная лодка «Великий Новгород» проекта «Варшавянка».
Подводная лодка «Великий Новгород» проекта «Варшавянка».© Сергей Коньков/ТАСС