Войти в почту

Москва книжная

С 1 января 2017 года книжные магазины освободят от уплаты торгового сбора. Это решение должно поддержать букинистов — маленькие лавки, которые переживают не лучшие времена на фоне продолжающегося падения продаж печатных книг. В то же время отрасль и самостоятельно ищет пути из кризиса — букинисты все активнее выходят в сеть.

Москва книжная
© РИА Новости

Гулливеры в стране лилипутов

Торговый сбор в отношении книжных лавок ввели в 2015 году. В соответствии с законом, магазины, расположенные в Центральном административном округе Москвы, обязали ежеквартально уплачивать 60 тысяч рублей плюс 50 рублей за каждый метр свыше 50 «квадратов», а лавки в других районах города — по 30 тысяч или 21 тысяче рублей (чем дальше от центра города, тем меньше сбор). Ежемесячный оборот букинистических магазинов различается на порядок: так, «Ходасевич» на Покровке зарабатывает около 300 тысяч в месяц, а «Циолковский» на Пятницкой, по словам его владельцев, — 1,5-3 миллиона рублей, в зависимости от сезона. Крупные сети или знаковые магазины, например «Москва» и «Библио-Глобус», безусловно, зарабатывают больше. Крохотным букинистам с учетом их весьма скромной прибыли пришлось непросто: в сентябре 2014 года в столице насчитывалось 226 книжных магазинов, а в октябре 2015-го — только 199. Закрылись, по большей части, маленькие лавки, а крупные магазины практически не ощутили на себе влияния сбора. Сейчас в Москве работает почти 50 букинистических лавок площадью до 100 квадратных метров. В беседе с «Российской газетой» директор книжного магазина «Москва» Марина Каменева замечала: «Проблема в том, что если магазин работает "в ноль", он все равно должен заплатить торговый сбор, а это тяжело для небольших магазинов». «Отмена или корректировка торгового сбора должна положительно отразиться на развитии книжных магазинов, особенно небольших», — надеялась она. Введение сбора имело и другие последствия — выросли цены. В июне 2016 года премьер-министр Росии Дмитрий Медведев на встрече с представителями книгоиздательской отрасли сетовал на высокую стоимость печатных изданий. «Книги действительно стали хорошим подарком, даже в стоимостном измерении. Очевидно, что это и проблема того, как складывается рынок и как складывается себестоимость выпуска продукции, тем более что и книгоиздание, и распространение — это все-таки бизнес», — заявил он и пообещал рассмотреть проблему торгового сбора. Медведев также заявил, что количество книжных магазинов в очень значительной мере зависит от региональных властей, а именно — от позиции губернатора или мэра города. Первым на призыв премьера ответила Москва. Комментируя эту инициативу, руководитель столичного департамента экономики Максим Решетников подчеркнул, что городские власти готовы слышать мнение предпринимателей и корректировать свою налоговую политику с учетом их специфики. Для букинистов в регионах, впрочем, тоже есть хорошие новости: министерство культуры предлагает отменить или существенно снизить арендную плату для книжных магазинов в учреждениях культуры.

Проблема чтения

Однако главная причина, объясняющая закрытие книжных магазинов в российской столице, — это сокращение числа их аудитории, покупателей бумажных книг. В Париже с населением менее трех миллионов человек открыто более 700 книжных магазинов. То же самое можно сказать о Стокгольме, Будапеште или Варшаве: в пересчете букинистов на количество горожан европейские столицы значительно опережают Москву. Столица занимает не первое и не второе место даже в России. Для сравнения: на 190 книжных лавок в Москве приходится около 170 магазинов в Петербурге. Эта картина типична и для остальной России. Согласно опросу, проведенному ВЦИОМ в 2014 году, 36 процентов россиян признались, что практически не читают. В 2009 году таких респондентов было 27 процентов, то есть доля нечитающего населения страны ежегодно увеличивается на 2 процента. В такой ситуации никакие меры властей по поддержке книжного рынка не спасут частных букинистов.

Надежда на сеть

В ситуации падения интереса к бумажным книгам издательства и писатели надеются на интернет. В беседе с корреспондентом «Ленты.ру» директор по маркетингу и PR издательской группы «Эксмо-АСТ» Марина Абрамова заметила: «Считается, что издатели занимают консервативную позицию, выступают против интернета, однако это совсем не так: мы за продвижение книги разными способами. Мы понимаем, что интернет — это самая правильная площадка, а потому вкладываем большие деньги в сетевые площадки, в продвижение». Крупные игроки бизнеса инвестируют в онлайн-маркетинг, в такие площадки, как «ЛитРес», и в развитие креативных авторов, которые экспериментируют с текстами в интернете, отметила Абрамова. «Единственное, против чего мы выступаем, — это нелегальное распространение контента, потому что это вредит нашим начинающим авторам и мешает издателю выполнять взятые на себя обязательства», — добавила она. Успехи электронной литературы заметны. Объем рынка e-book в Москве по итогам первой половины 2015 года достиг 285 миллионов рублей, что на 88 процентов больше, чем за аналогичный период 2014-го, говорится в отчете Российского книжного союза, подготовленном по заказу Департамента средств массовой информации и рекламы города Москвы. По итогам всего 2015 года объем рынка электронных книг в Москве составил около 660 миллионов рублей — примерно вдвое больше по сравнению с годом ранее. Всего же объем рынка электронных книг в России составил примерно 3 миллиарда рублей — около 5 процентов от оборота рынка печатной книги. И это общемировой тренд: в США в 2014 году в некоторых издательствах объем продаж e-book достигал 20-27 процентов общего оборота.