Дети не увидели обнаженную фигуру на картине Ван Гога

Известно, что взрослые и дети воспринимают информацию по-разному. Особенности детского восприятия не всегда учитываются, и это ведет к проблемам в сфере образования. Внимание учеников может рассеиваться гораздо раньше, чем закончится урок. Учебники и программы занятий, созданные без учета этих особенностей, не увлекают и кажутся скучными. Поэтому изучение возрастных особенностей восприятия стало отдельной областью исследований. Авторы новой работы, опубликованной в журнале PLoS ONE, исследовали, как дети и взрослые воспринимают визуальную информацию. Эксперимент провели в музее Ван Гога в Амстердаме. Участниками исследования стали 12 детей в возрасте 11–12 лет и 12 взрослых 20–29 лет. Никто из них раньше не был в музее Ван Гога и не учился в художественной школе. Материалом для исследования стали пять картин художника, выставленных в одной комнате музея. Все полотна относятся к последнему этапу творчества Ван Гога — художник написал их в 1890 году, незадолго до своей гибели. Чтобы узнать, как участники исследования воспринимают картины, ученые использовали трекеры направления взгляда. Такой трекер состоит из двух камер. Инфракрасная камера фиксирует движения глаза и реакцию зрачка, а камера с автоматической фокусировкой отслеживает, куда направлен взгляд. В первой фазе эксперимента участники около 30 секунд рассматривали полотно без дополнительных указаний, перед второй фазой им читали небольшое описание каждой картины. После каждой фазы опыта участники рассказывали о том, что особенно заинтересовало их в каждой картине. По итогам исследования ученые составили «тепловые карты» восприятия каждой картины взрослыми и детьми. Ученые исследовали, как в зрительном восприятии картин сочетаются восходящая и нисходящая стратегии обработки информации. Выяснилось, что дети, рассматривая картину, фокусируются на ее ярких и заметных чертах. Так проявляется восходящая стратегия восприятия, при которой отдельные воспринимаемые детали постепенно объединяются в развитые сложные системы. Прослушав описание, дети начинали «выделять» менее заметные элементы картин. У взрослых в обоих этапах теста превалировала нисходящая стратегия восприятия. В этом случае мозг задействует не только заметные визуальные стимулы, но и прочие источники информации — например, сюжет картины или имеющиеся знания о творчестве художника. Интересно, что большинство взрослых (10 из 12) заметили изображение обнаженной человеческой фигуры на картине «Корни деревьев», хотя в описании картины об этом не рассказывали. Из детей ее увидели только двое. Тепловая карта полотна «Корни деревьев», PLoS ONE Исследователи планируют провести похожие эксперименты с большим числом участников. В 2013 году сотрудники музея Ван Гога в Амстердаме обнаружили ранее неизвестную картину художника. Полотно относится к позднему этапу творчества живописца.

Дети не увидели обнаженную фигуру на картине Ван Гога
© Naked-Science.ru