Терракотовая армия: фигуры из некрополя первого императора Китая вошли в "Метрополитэн"

Терракотовые фигуры пехотинцев и лучников из некрополя первого императора Китая, бронзовые и нефритовые чаши, древние меры веса и объема, бронзовые монеты, оружие и доспехи, образцы каллиграфии и архитектурные модели представили на открывшейся в понедельник в музее "Метрополитэн" выставке "Век империй: китайское искусство династий Цинь и Хань (221 год до н.э.– 220 год н.э.)". "Эта выставка – самая крупная и важная экспозиция произведений древнекитайского искусства в США в нынешнем году, – заявил журналистам директор музея "Метрополитэн" Томас Кэмпбелл. – На ней представлены экспонаты из 32 китайских музеев, в том числе несколько знаменитых фигур терракотовых воинов, найденных в ходе археологических раскопок мавзолея первого императора Китая". По словам Кэмпбелла, многие из 168 предметов, включенных в экспозицию, никогда ранее не демонстрировались в странах Запада. "Выставка открывает новый этап в американо-китайских культурных обменах", – подчеркнул он. Как отметил директор "Метрополитэн" в беседе с корр.ТАСС, во время его визита в Китай четыре года назад он посетил раскопки и присутствовал при том, как на поверхность были извлечены некоторые из экспонатов, оказавшихся ныне в витринах музея. "Да, я присутствовал на раскопках, когда были найдены несколько изваяний лошадей, представленных на нынешней выставке, – отметил он. – Кроме того, на том раскопе были найдены великолепные серебряные изображения животных. Они тоже включены в нынешнюю экспозицию". Воины из поземелий у горы Лишань Куратор выставки, эксперт по искусству Китая Джейсон Сан в беседе с корр.ТАСС отметил, что "в экспозиции отражен наиболее важный период в истории Китая, когда при династиях Цинь и Хань Китай стал единой державой". Особый интерес, по его словам, представляют фигуры терракотовых воинов, которые были захоронены вместе в первым императором династии Цинь (210 год до н.э.) и обнаружены в 1974 году к востоку от горы Лишань. На выставке представлены как оригинальные скульптуры воинов – пехотинцев и лучников, – так и копии скульптур, изображающих воинов на колесницах. "Эти фигуры демонстрируют военную мощь державы, – пояснил он. – Мы не знаем точно, почему император отдал распоряжение о создании этой терракотовой армии. Но в Древнем Китае верили в потусторонний мир и, возможно, поэтому императора должны были сопровождать туда как можно больше воинов". Влияли ли греки на китайских мастеров? Особый интерес, по его словам, представляет торс могучего воина, вылепленный с беспрецедентным вниманием к мельчайшим деталям. "Таких фигур насчитывается чуть более двух десятков среди терракотовой армии, – пояснил Джейсон Сан. – Чем эта фигура отличается от всех прочих, так это точным соблюдением анатомических пропорций". Куратор выставки напомнил, что сначала египтянам, а потом грекам потребовались столетия на то, чтобы прийти к такому умению изображать человеческое тело и к пониманию анатомии человека. "Как же это могло произойти в Китае, причем практически сразу? Один из моих коллег в своем исследовании постарался доказать, что видит в этой скульптуре греческое влияние. А если вспомнить то, что во время азиатского похода Александра Македонского его отделяло от Китая не такое уж большое расстояние, то не будет слишком уж смело предположить, что какое-то влияние действительно было. Но откуда бы ни пришли эти новые идеи, они привели к тому, что человеческое тело стали изображать по-другому", – рассказал Сан. В качестве еще одного из примеров возможного взаимного влияния культур он указал на сходство шлемов на воинах из терракотовой армии с теми шлемами, что носили греческие воины. Он обратил также внимание на то, что большое число терракотовых фигур, изображающих лошадей, свидетельствуют о сильном влиянии кочевых племен на культуру Древнего Китая. Посох как завидная награда "Очень интересно и головное украшение в виде нескольких рядов бусин из золота и бирюзы, – добавил Сан. – Некоторые из моих коллег говорят, что этот предмет очень напоминает произведение древнеегипетского искусства. Однако совершенно очевидно, что украшение изготовлено в Китае". Рядом с украшением – небольшая чаша для благовоний. "При ее изготовлении использовались красители, возможно, самые ранние из всех когда-либо применявшихся", – пояснил он. Еще один интересный экспонат – копия деревянного посоха с птицей в навершии. По словам Джейсона Сана, при династии Хань он вручался тем, кто достигал 70-летнего возраста. "Посох служил свидетельством того, что его обладатель имеет привилегированный статус, – пояснил он. – Так, обладание им избавляло от выполнения многих обязанностей, обеспечивало его владельцу иммунитет от преследования за совершение мелких правонарушений, а также давало возможность посещать правительственных чиновников, что простому люду было запрещено. Еще одно огромное по тем временам преимущество: посох позволял его владельцу пройти по дороге, которая предназначалась для императора". Так начинался процесс глобализации В витринах музея также представлены образцы мер и весов, которые впервые стали едиными для всей страны при династии Цинь. Это полусфера из железа и бронзы весом 31,6 килограммов и чаша высотой 9,6 сантиметров и диаметром 20,5 сантиметров. "Такая стандартизация мер и весов, – пояснил эксперт, – способствовала развитию торговли между разными частями страны". Но самым важным в процессе стандартизации, по мнению Сана, была разработка единого письма. "В результате во всех районах, даже там, где местные диалекты сильно различались, можно было прочесть императорские указы. Возможно, что это – самое сильное из средств, связавших отдельные районы страны в единое целое". "Мы говорим о процессе глобализации как о современном феномене, – добавил он. – Но если обратить взгляд в прошлое и вспомнить о взаимном влиянии культур, о котором свидетельствуют многие экспонаты нынешней выставки, то становится очевидным, что этот процесс уже длится столетия и тысячелетия. Наши предки были гораздо более мобильными, чем мы представляем, и они могли устанавливать связи через гораздо большие расстояния, чем нам кажется сейчас".

Терракотовую армию представили в музее "Метрополитэн"
© ТАСС