Тайну «Святого семейства» Рафаэля разгадали в Нижнем Тагиле

Картина «Святое семейство», хранящаяся в музее Нижнего Тагила, давно стала предметом спора экспертов. Ученые спорят, принадлежит она кисти Рафаэля, или полотно писал искусный подражатель. Сейчас они как никогда близки к истине: на художественном слое картины обнаружены скрытые детали. Около ста лет назад картину «Святое семейство» нашли на чердаке господского дома Демидовых. Полотно, по одной из версий, принадлежит кисти самого Рафаэля. Его подлинность не раз ставили под сомнение. Теперь переубедить скептиков помогут новые результаты исследований. На поверхности художественного слоя обнаружены авторские правки. Как утверждает директор музея, сделаны они рукой великого мастера эпохи Возрождения. Изменен художником в процессе написания картины ракурс этой руки и этой. И руки младенца. Здесь видим надпись золотом по вороту платья. Это единственная подписанная работа. Марина Агеева, директор Нижнетагильского музея изобразительных искусств Скрытые изображения были обнаружены в ходе исследования, которое проводили эксперты Уральского федерального университета. Помимо полотна «Святое семейство» они изучили два десятка картин разных художников из собрания музея. После рентгеновской съемки стало в том числе известно, что пожилая дама, позировавшая художнику Боровиковскому, изначально выглядела не очень скромно. Эта дама в возрасте была изображена в декольтированном платье. Оно очень четко читается на рентгеновском снимке. Также виден кружевной чепчик, которого не было раньше. Марина Агеева, директор Нижнетагильского музея изобразительных искусств Как зовут почтенную даму, и почему она решила сменить платье, остается загадкой. В музее предполагают — правки внесли по настоянию ревнивого супруга. Больше всего тайн, как признались ученые, хранила картина Франса Халса. На полотне изображен знаменитый библейский сюжет с младенцем Моисеем. Оказалось, во время работы художник испытывал настоящие муки творчества. Он неоднократно менял положение, жесты и выражение лиц персонажей. Больше всего досталось дочери фараона. Мы обнаружили, что у дочери фараона три лица. Потому что она первоначально смотрела на ребенка. Затем изменение у служанки в желтом: она смотрела с вожделением, с радостью на дочь фараона. Елена Ильина, замдиректора Нижнетагильского музея изобразительных искусств Рентгеносъемку и сканирование картин в Нижем Тагиле применили впервые. Раньше такие исследования были возможны только в столице. Опыты уже назвали маленькой сенсацией. В ближайшее время сотрудники Нижнетагильского музея изобразительных искусств подготовят новую партию картин для подробного изучения.