Bloomberg: Россия близка к заключению договора с новыми сирийскими властями
Власти России близки к заключению договора с новыми властями Сирии. Предполагается, что две ключевые военные российские базы Хмеймим и Тартус будут сохранены, пишет Bloomberg со ссылкой на источники. Неформальные договоренности, по их данным, достигнуты, однако ситуация может измениться из-за политической нестабильности в Сирии.
На самом деле возможных опций у России в переговорах с новым сирийским руководством немного, звучат разные версии, вплоть до выдачи Башара Асада, однако это нереалистично, говорит кандидат исторических наук, ведущий научный сотрудник Центра ближневосточных исследований ИМЭМО РАН Николай Сухов:
— Я считаю, что сирийскому новому руководству интересно сохранить партнерские отношения с Россией. Но поставки зерна за деньги, например, за живую валюту — это никак не увязывается с базами. Почему бы им за это нам базы сохранять? За голову Асада — да, мне тоже такая мысль пришла, но боюсь, что Россия не выдаст их, там кроме него еще человек 20 из топового списка, кто теперь в розыске у новых властей, в Россию уехали. Что еще мы можем предложить? А больше ничего.
— Вообще нужно ли сохранять эти базы?
— Нам нужно. Очень большая сила весомая против этого — это НАТО, но у нас сейчас слабая позиция. То есть Россия может предложить участие в восстановлении инфраструктуры, и самое важное — это вооружение сирийской армии, которое уничтожено Израилем. То есть поскольку сирийские и боевики, и армия, которую они сейчас пытаются опять рекрутировать в свои ряды, то есть создать регулярную армию, они привыкли все воевать советским и российским оружием. Боюсь, что остались две точки соприкосновения — это вооружение и продовольственная безопасность. Сомневаюсь, насколько сильные у нас аргументы, как предмет торга я вижу только два пункта, все остальное — это слабые моменты. В том числе общие настроения среди боевиков, среди тех, кто сейчас взял Сирию, понятно, что среди них очень сильные антироссийские настроения в связи с тем, что Россия их в свое время победила и загнала в Идлиб, и сейчас, во время наступления, воздушные удары эти свежи еще в памяти.
Российские военные корабли покинули базу в сирийском порту Тартус, но остались рядом с побережьем, сообщило ранее Reuters со ссылкой на спутниковые снимки. Согласно снимкам, Россия имела пять надводных кораблей и одну подлодку в Тартусе. Спутниковые снимки от 9 декабря подтвердили, что военные корабли покинули Тартус и заняли позиции у побережья.
Всю неделю продолжаются переговоры, и их исход зависит от множества факторов, говорит шеф-редактор Восточной редакции информационного агентства Regnum Станислав Тарасов:
Станислав Тарасов шеф-редактор Восточной редакции информационного агентства Regnum «Вопрос очень серьезный. Понимаете, то, что Bloomberg вводит тезисы, точнее говоря, дезу или информационную комбинацию, что базы [в обмен] на Асада и так далее — это, кстати говоря, операция зондирующая, информационного свойства. Проблема в другом сейчас. Прежде всего предназначение этих баз: зачем России нужны эти базы и кто заинтересован и заинтересованы ли в том регионе в сохранении этих военных объектов. Судя по тому, что сейчас проходит в анализах ситуации, связанных с событиями в Сирии, выясняется, что, в общем-то, Россия сократила уровень обеспечения безопасности Сирии и использовала базы Хмеймим и в Тартусе как объекты аэродромов для решения своих африканских проблем. Проблема безопасности Сирии в широком смысле слова была переадресована Ирану, то есть Иран взял на себя ответственность. Но Иран с этой задачей, как выясняется, не справился. Как будет складываться ситуация в Сирии, удержат ли контроль над ситуацией в масштабах всей страны те оппозиционные силы, которые пришли к власти? По всем признакам это будет очень сложно сделать. И может случиться так, что в этой ситуации хаоса наши военные объекты станут объектом манипуляции и давления: мы вам сохраняем базы, а вы нам взамен что-то другое. Есть предпосылки по временному выводу этих объектов из зоны. Второй момент, что заинтересованы ли в наличии российского присутствия Иран, Турция и тот же Израиль? По объективным показателям, с учетом хаоса, набирающего силу в регионе, российское военное присутствие как один из стабилизирующих факторов воспринимается позитивно из той же Турции, Израиля. Почему? Потому что они, в принципе, никому не мешали. Российские базы не помешали Израилю делать то, что он хотел делать, и то, что он делает. Турция делает то, что она желает делать. Иран делает неудачно, но делает то, что он желал делать. То есть мы особенно не представляли проблемы для главных игроков. Теперь будем ли мы перепрофилировать предназначение этих военных объектов или же будем сохранять их для решения оперативных задач, но уже не связанных с Ближним Востоком. Вот и все. Решение еще не принято, так что все находится в подвешенном состоянии. Идет зондаж, идет сбор информации, идут переговоры в основном закулисного характера».
Авиабазу Хмеймим в Латакии ВКС России занимали бессрочно, однако это был договор с правительством Башара Асада. У ВМФ есть база Тартус в Средиземном море, она действует с советских времен.