Метать дроны, как икру: В США разрабатывают воздушный авианосец

Активное применение дронов в специальной военной операции стало на начальном этапе новым словом в тактике боевых действий, а сейчас уже – закономерностью. До сих пор России удается эффективно противостоять этому оружию благодаря развитой и технически совершенной системе ПВО.

Метать дроны, как икру: В США разрабатывают воздушный авианосец
© Свободная пресса

Неудивительно, что супостат и стоящие за ним американцы ищут более изощренные варианты нападения. Среди них – новая тактика и технические решения по применению БпЛА. Речь о так называемом рое дронов и авиаматке, ряде других новшеств. Но не только. Эксперты британского издания The Economist, в частности, поведали, что самым перспективным направлением в военных разработках США является создание авиаматок с многоразовыми беспилотниками, которые должны принять на вооружение уже через 3 года.

Чиновники Пентагона начали понимать, что даже американская система военных спутников, без которой нельзя говорить об эффективности дальних и ближних БпЛА, должна быть построена и настроена совершенно по-другому. С этой целью американские, британские и украинские офицеры, а также некоторые из ведущих подрядчиков Кремниевой долины изучают и прощупывают уязвимые места российской ПВО.

А официальные лица США пытаются в это же время обойти юридические ограничения относительно того, насколько глубоко они могут быть вовлечены в нападение на российские войска.

Лучшие умы исследовательского подразделения Пентагона – DARPA заняты, в частности, созданием «авианосца-матки» для сотен боевых дронов. В самом DARPA говорят, что дроны типа X-61A смогут нести различную полезную нагрузку, в том числе сенсорные блоки, системы радиоэлектронной борьбы и небольшие боеголовки. Аппараты способны действовать в полностью автономном сетевом «рое» и совместно выполнять стоящие перед ними задания.

Дрон X-61A – относительно небольшой летательный аппарат длиной 4,2 метра, с размахом крыла 3,5 метра. Масса полезной нагрузки – 65 килограммов. Имеет один турбореактивный двигатель Williams F 107, благодаря которому развивает скорость М=0,6.

По данным The Economist, у новинки будет следующая стратегия во время боевых действий: сначала авиаматка долетит до места выполнения миссии, затем запустит многосотенный рой дронов «Gremlins». Управление ими осуществляется специально обученным оператором, а по окончании атаки воздушное судно соберёт их всех обратно. С 2018 года технологию испытывают на базе экспериментальных Х-61А, пока с переменным успехом.

Будущий грузовой самолёт-матка, по мнению американских экспертов, должен брать на борт не менее 100 небольших дронов, во что сложно поверить.

При этом за основу может быть взят военный самолет С-130А Hercules от компании Lockheed Martin. После выполнения боевой задачи беспилотник стыкуется с док-станцией, которую на тросе тащит С-130А, после чего транспортник втягивает БпЛА в грузовой отсек. Однако все девять попыток вернуться на базу были неудачными – мешала чрезмерная тряска. Ликвидировать её отчасти удалось лишь в последнее время.

При этом рассматривается управление роем дронов с помощью гибридной системы позиционирования, объединяющей спутниковую и локальную системы связи. Во время полёта дроны обмениваются информацией о препятствиях и корректируют траекторию. По задумке, многие процессы распознавания целей, в том числе на земле, должны осуществляться автоматически в режиме реального времени.

Координаты и сигнатуры найденных объектов будут передаваться на сервер и впоследствии переноситься на карту местности. В октябре 2023 года в ходе испытаний американцы предприняли попытки поймать выпущенные БпЛА манипулятором самолета С-130А, но тогда затея не увенчалась успехом.

В 2020 году General Atomics провела тесты другого небольшого беспилотного летательного аппарата, который можно запускать и ловить в полёте – Sparrowhawk. В качестве носителя БпЛА выступил уже другой дрон – MQ-9 Reaper («Жнец»), который, напомним, отмечался в полетах над Черным морем у наших берегов. Он оснащён турбовинтовым двигателем (Honeywell ТР331-10, 670 кВт 910 л.с.), позволяющим развивать скорость более 400 км/час. Практический потолок 15240 метров, дальность – 5900 км. Грузоподъемность – 1700 кг. Максимальная продолжительность полёта 24 часа.

Позже из дронов сформируют эскадры, которые будут находиться под контролем Пентагона. Глава Центра изучения военных и политических конфликтов Андрей Клинцевич считает, что рой дешёвых украинских беспилотников способен нанести серьёзный ущерб. Удивительно, но даже Киев с подачи и при помощи США уже начал готовиться к их массовому производству. Хотя после удара нашего «Орешника» по заводу «Южмаш» в Днепропетровске эта программа, скорее всего, сильно захромает, а то и прикажет долго жить.

Понятно, что американцы продолжат использовать Украину как полигон для испытания новых ВВТ. За 2024 год десять производителей должны были поставить Украине БпЛА с дальностью полета до 2,5 тыс. км. Они могут заменить ВСУ дальнобойные ракеты. Как сообщает Bild* со ссылкой на источник, знакомый с вопросом, киевское КБ «Луч» с помощью «кураторов», якобы, уже разработало беспилотник, способный лететь на расстояние до 3,3 тыс. км. В компании заявили, что это БпЛА, получивший название «Сокол-300», который может находиться в воздухе в течение 26 часов и выпускать ракету дальностью до 10 км.

Украинские, со смесью американских и натовских, дроны смогут атаковать не только Крым, но и долететь до Урала и Заполярья. Кроме того нести разнообразные комбинации систем вооружения и электронного оборудования, включая телекамеры в видимом и инфракрасном диапазонах, радары.

По расчётам Bild, новое украинское оружие сможет атаковать цели в Мурманской области, где по разведданным Украины расположено около 80 российских военных баз, в том числе аэродром Оленья с нашими стратегическими бомбардировщика. Сегодня Киевское НПП «Атлон Авиа» выпускает комплекс мини-БпЛА– А1СМ «Фурия», которые были приняты на вооружение ВСУ еще в апреле 2020 года.

Каким будет наш ответ, уже отчасти показал удар «Орешника». Так что он для киевского режима может быть непредсказуемым.

Но и без того у нас есть эффективные средства ПВО. Например, зенитный ракетно-пушечный комплекс «Панцирь-С», который успешно проявил себя в Сирии, уничтожая там дроны террористов. Прекрасно зарекомендовал себя и в зоне СВО. Есть ЗРК «Тор», другие ЗРК. Командир батареи ЗРК «Тор» Роман Песков рассказал, что наши возможности позволяют видеть даже самые малогабаритные цели вплоть до птиц. К тому же дополнительно используются средства РЭБ. В частности, антидроновый комплекс «Силок», который может перехватить и подавить управление беспилотником врага. Не говоря уже о противодроновых ружьях «Задира».

Российские конструкторы давно ведут работы также по усилению защиты кораблей ЧФ от морских дронов. В этих целях проведена модернизация советского авиационного пулемёта ГШГ-7,62. Теперь он будет устанавливаться на военные корабли.

Сегодня над полем боя кружит и наш «Орлан-10» с внушительным боекомплектом – четыре осколочно-фугасных снаряда. Он способен находиться в воздухе до 16 часов, летать на расстоянии до 600 км. Оборудование «Орлана-10» подавляет канал управления БпЛА противника, разрывает связь с оператором, выводит из строя навигационное оборудование, дезориентирует дроны в пространстве и срывает выполнение полётного задания.

«Орлан-10» способен эффективно бороться и с роем дронов, подавляя управление ими. Полоса обзора комплекса разделена на секторы с углом 90 градусов и независимым режимом работы. Наиболее значительным достижением стал умный алгоритм, который включает в себя предотвращение столкновений, обеспечивает эффективность полёта и координацию внутри роя летающих механизмов.

Словом, наша научная мысль не стоит на месте и работает на опережение. Так что никакие технические новинки врага не изменят положение на поле боя. Как не изменили его «Джавелины», «Леопарды», F-16 и прочее вражеское «железо», которое в искореженном виде лицезрели жители многих городов Российской Федерации.

* Издание "Bild на русском" Минюстом РФ признано иноагентом