Что России и Азии ждать от нового руководства Японии

1 октября нижняя палата парламента Японии избрала главу Либерально-демократической партии Сигэру Исибу новым премьер-министром страны. Стоит ли России ожидать от преемника Фумио Кисиды более сбалансированного подхода в отношениях, а региону в целом — мирной разрядки? Об этом «Парламентская газета» поговорила с руководителем Центра японских исследований Института Китая и современной Азии РАН Валерием Кистановым.

Что России и Азии ждать от нового руководства Японии
© Парламентская газета

Остров, окруженный врагами

Новый премьер-министр Японии Сигэру Исибу характеризуется как человек консервативного толка с правым уклоном во взглядах, имеющего также репутацию откровенного ястреба во внешнеполитических делах. Ранее в 2000-х годах занимал руководящие должности сначала в Управлении национальной обороны, а затем и непосредственно возглавлял Министерство обороны Японии. На этом посту Исибу оставил яркий след в СМИ — в 2007 году в ходе пресс-конференции на вопрос о шансах нападения на Японию Годзиллы или НЛО он уверенно рапортовал: «Нет никаких конкретных доказательств, что их не существует. Мы должны учитывать все возможные сценарии».

Однако этот забавный момент не отменяет того факта, что новый японский премьер обладает серьезным опытом в сфере оборонной политики, а также впечатляющей политической карьерой — из своих 67 лет Исиба 38 лет занимает различные парламентские и государственные посты.

По мнению Валерия Кистанова, Сигэру Исиба продолжит общий курс, сформулированный его предшественником Фумио Кисидой, который подразумевает сдерживание внешних угроз, которым подвержена Япония: «В Токио давно господствует лозунг, что страна окружена противниками и ситуация в регионе продолжает накаляться, что требует принятия решительных мер по части обороны».

Эксперт перечислил, что первой угрозой в Токио, конечно же, считают Пекин — японцы очень обеспокоены постоянно растущим военным потенциалом Китая и ситуацией вокруг Тайваня, а также спорного архипелага Сенкаку. В качестве второй рассматривается наращивание ракетно-ядерного потенциала Северной Кореей. А третьим вызовом и угрозой безопасности Японии теперь принято считать Российскую Федерацию на фоне проведения СВО на Украине. «Хотя посмотрите на карту, где, собственно, Япония и где Украина…», — отметил Кистанов.

В этой связи, по мнению эксперта, новый японский премьер сохранит курс на увеличение военного потенциала Японии и рост бюджета национальной обороны до 2% ВВП к 2027 году. Кроме того, особый упор будет сделан на наращивание наступательного потенциала японских сил самообороны ракетами дальнего действия при помощи собственных производств, а также американских «Томагавков».

Кистанов также подчеркнул, что на этом фоне в Токио уже внесены соответствующие поправки в концепцию нацбезопасности, согласно которым Япония оставляет за собой право наносить «эффективный контрудар» по базам противника, если японцы сочтут, что на них готовится нападение.

Однако такие новшества идут вразрез с японской мирной конституцией. «Исиба, конечно же, продолжит курс на пересмотр японской мирной конституции, а именно 9-й статьи, которая предусматривает отказ от войны как суверенного права нации, а также от угрозы или применения вооруженной силы как средства разрешения международных споров. Таким образом, новый премьер будет нацелен на преобразование сил самообороны Японии в фактически полноценную национальную армию», — отметил эксперт.

Азиатское НАТО

Одним из наиболее примечательных фактов предвыборной кампании Сигэру Исибу стало его предложение о создании «азиатского варианта НАТО», направленного против Китая. Вместе с тем в США по этому поводу поспешили откреститься, заявив, что подобные разговоры не к месту.

Кистанов отметил, что реальных обоснований и предпосылок для создания такой структуры в АТР пока нет, а соперников Китая в их устремлениях по сдерживанию Пекина пока устраивают существующие «многосторонние мини-союзы». В качестве примеров эксперт привел QUAD (Четырехсторонний диалог по безопасности) в составе Австралии, Индии, США и Японии, так называемый «Тройственный союз» — Япония, США и Южная Корея, а также AUKUS (трехсторонний пакт безопасности) в составе США, Великобритании и Австралии. Таким образом, Вашингтон отрабатывает линию на «опоясывание» Китая многосторонними союзами.

«И тут Исиба начинает говорить о том, что в регионе необходимо создать систему коллективной безопасности по типу НАТО. Только есть нюанс, можно ли представить, что, например, в случае конфликта Австралии и Китая, Токио ринется защищать Канберру? На мой взгляд, это нереально», — указал эксперт.

«Так что эта идея пока не более чем лозунг. Она, конечно, сейчас обсуждается, высказываются мнения и так далее. Но в обозримой перспективе, я думаю, никакого азиатского НАТО не будет», — отметил Кистанов. При этом эксперт выразил уверенность, что Токио возьмет курс на дальнейшее усиление разноплановых связей с настоящим Североатлантическим альянсом в Европе.

Проводник альянса в АТР

Предшественник нового японского премьера, Фумио Кисида, успел трижды побывать на саммитах НАТО — в Мадриде в 2022, Вильнюсе в 2023 и в Вашингтоне в этом году.

«Все к этому идет — японцы имеют целую программу сотрудничества, они хотят быть проводником НАТО в регионе. Уже были разговоры о том, чтобы открыть полноценный офис альянса в Токио. Уверен, что новый премьер подхватит этот курс», — подчеркнул Кистанов.

Эксперт отметил, что лозунг о «неделимости» европейского и азиатского регионов в плане безопасности активно продвигается в Токио: «В Японии проводят параллель о том, что Китай, взяв пример с России в отношении Украины, решится на силовое решение тайваньского вопроса, вот поэтому нам необходимо сдерживать Китай и Россию совместно с европейскими и азиатскими странами».

Позитива не будет

Что касается российско-японских отношений при новом премьере, по мнению Кистанова, никаких положительных изменений не будет.

«Ранее был Синдзо Абе, который какие-то компромиссы пытался искать, затем пришел Фумио Кисида и отверг любые компромиссы по вопросу Курильских островов, поставив ультиматум о заключении мирного договора с Россией только после возвращения всех четырех островов. После начала СВО на Украине Кисида активно присоединился к санкционному режиму против Москвы и продолжил разрыв связей, — рассказал эксперт. — Ведется курс на усиление антироссийского давления совместно с Вашингтоном в рамках НАТО, в рамках Семерки. Это все будет продолжено — и помощь Украине материально, финансово, морально, информационно и так далее».

Таким образом, Кистанов резюмировал, что российско-японские отношения в обозримом будущем продолжат находиться в тупике до тех пор, пока Япония не откажется от своего ярого антироссийского курса, который, без сомнения, продолжит претворять в жизнь и новый премьер-министр Японии Сигэру Исиба.