Войти в почту

Илья Гращенков: Зря Москалькова и Фадеев от идеи введения института военного омбудсмена так рьяно отказываются

Против введения института военного омбудсмена (уполномоченного по правам мобилизованных) начали высказываться те, кто считает любые новые институции – конкурентами. Сначала против высказались в СПЧ, а вчера идею раскритиковала другой омбудсмен – уполномоченный по правам человека Татьяна Москалькова. Почему «народные трибуны» так бояться конкуренции? Во-первых, конечно, косность системы. Оставшиеся институты гражданского общества привыкли функционировать в оборонительной тактике и окопной логике. Т.е. в лучшем случае омбудсмен – это такой связной с начальством, а значит покушение на эту связку расценивается, как «влезание на поляну».

Илья Гращенков: Зря Москалькова и Фадеев от идеи введения института военного омбудсмена так рьяно отказываются
© Daily Moscow

Идея введения института Военного омбудсмена принадлежит партии «Новые Люди», которая изначально заявила, что не претендует на полномочия СПЧ и УПЧ, а скорее хочет им помочь и дополнить их работу именно сейчас, в момент перегрузки всех частичной мобилизацией.

У СПЧ много задач, а тут конкретно в связке с ними и уполномоченным, военный омбудсмен мог бы заниматься вопросами призывников. Кстати, зря Москалькова и Фадеев от этой идеи так рьяно отказываются, учитывая, что при массовых нарушениях военкоматов их структуры явно не справляются с проблемами, помощь была бы очень кстати. Во-вторых, конечно, проблема в том что мобилизация – часть работы системы. Околосиловые блоки могут расценивать новый институт еще и как лишнюю головную боль для государства. Им же план выполнять нужно, пусть и с перегибами.

И если на вопиющие случаи (призыв инвалидов, иностранных граждан и т.д.) омбудсмены реагируют, то на 500-700 нарушений в сутки связанных с нарушением прав «рядовых» (во всех смыслах) граждан, они «глаза то могут и подзакрыть», как говорилось в одном известном фильме.

В-третьих, омбудсмен (бизнеса, человека, военных) – это такой лорд-протектор общества перед государством. И когда государство надвигается на людей подобно Гоббсовскому Левиафану, роль таких лордов возрастает. Поэтому многие углядели в предложении «Новых Людей» заявку на конкуренцию на этом поле, хотя принцип партии гораздо более простой – оперативно решать проблемы.

Если сейчас такой омбудсмен нужен – надо его срочно вводить, а если уже скоро мобилизацию, например, свернут, значит и должность можно будет сократить. Конечно, косный аппарат таких аджайлов не понимает. Если ж госдолжность, то на века, ибо – аппарат, закупки, тендеры.

Так что сейчас нужны какие-то более гибкие подходы к созданию таких институций и наделению их соответствующими полномочиями.

В сложное время и решения должны быть неординарными. Конечно, не как высказался один из боевых акторов, что «время действий, а не законов», как раз наоборот – закон, последнее, что еще можно и нужно соблюдать. Но и противодействовать таким «эффективным государственным менеджерам» можно только в оперативном режиме.

Опубликовано на Daily Moscow по информации из официального Telegram-канала автора.