Войти в почту

Кирби не уточнил, просит ли Конгресс снять законопроект о расширении поддержки Тайваня

ВАШИНГТОН, 5 августа. /ТАСС/. Белый дом отказывается уточнить, уговаривает ли он членов Конгресса США заблокировать законопроект, предусматривающий всеобъемлющее расширение поддержки Тайваня, в том числе военной, а также введение санкций в отношении Пекина под предлогом стремления сохранить стабильность в Азиатско-Тихоокеанском регионе.

"Что касается этого предлагаемого законопроекта, то думаю, сейчас мы будем избегать того, чтобы выступать с развернутыми комментариями [по данному вопросу]", - заявил в четверг на регулярном брифинге для журналистов координатор по стратегическим коммуникациям в Совете национальной безопасности (СНБ) Белого дома Джон Кирби. По его словам, администрация США не хочет опережать события, ждет начала рассмотрения этой инициативы на Капитолийском холме. Кроме того, Кирби подчеркнул, что исполнительная ветвь власти США удовлетворена теми имеющимися у нее полномочиями, которые проистекают из принятого в 1979 году Закона об отношениях с Тайванем. Этот нормативно-правовой акт наделяет "администрацию огромной гибкостью и полномочиями, чтобы продолжать поддерживать Тайвань, особенно в сфере самообороны <...>", отметил сотрудник СНБ. Он подтвердил, что американское правительство намерено "продолжать придерживаться" положений этого закона.

Кирби также не согласился с предположением о том, что к нынешнему резкому всплеску напряженности вокруг Тайваня, вызванному поездкой на остров спикера Палаты представителей Конгресса США Нэнси Пелоси (демократ, от штата Калифорния), привела вашингтонская политика "стратегической двусмысленности". "Нет, мы бы с этим совершенно не согласились", - сказал представитель Белого дома.

Новый статус и поставки оружия

Автором упомянутого законопроекта стал представляющий правящую на данном этапе в США Демократическую партию глава сенатского комитета по иностранным делам Роберт Менендес (от штата Нью-Джерси). В качестве коспонсора выступил старший республиканец комитета, то есть фактически заместитель председателя, Линдси Грэм (от Южной Каролины).

Нынешняя инициатива американских законодателей нацелена, по сути, на пересмотр политики Вашингтона в отношении Тайваня и, соответственно, существенную корректировку курса в отношении материкового Китая. Законопроект предполагает прежде всего наделение Тайваня статусом "основного союзника [США] вне НАТО", увеличение масштабов оказываемой ему военной помощи (с предоставлением $4,5 млрд в течение следующих 4 лет) и превращение острова в крупнейшего ее получателя после Израиля, Египта и Украины, поставки туда различных не только оборонительных, но и наступательных вооружений, включая ракетные. Такое оружие и военная техника охарактеризованы в документе как "средства отражения вторжения". В соответствии с заложенной в законопроект схемой, в 2023 финансовом году Тайваню намечается предоставить в виде военной помощи $250 млн, в 2024 году - $750 млн, в 2025 году - $1,5 млрд, в 2026 году - $2 млрд.

При этом госсекретарь США и шеф Пентагона наделяются полномочиями по снабжению Тайваня мобильными крылатыми ракетами прибрежной обороны и пусковыми установками для них наземного базирования, средствами ПВО малой и средней дальности наземного базирования, умными морскими минами, ракетными катерами, беспилотными и пилотируемыми летательными аппаратами разведывательного назначения и другим оружием и военной техникой. Ставку в ходе таких поставок намечается делать на развитие асимметричного военного потенциала.

Антикитайские меры

Кроме того, законопроект обязывает президента США на регулярной основе передавать Конгрессу доклады о том, делает ли Пекин шаги, приводящие к "значительной эскалации враждебных действий" против Тайваня. В том случае, если администрация США придет к выводу, что материковый Китай предпринимает такого рода действия, планируется применять санкции в отношении руководства в Пекине. По замыслу авторов инициативы, эти рестрикции должны будут распространяться в том числе на председателя КНР, премьера Госсовета, главу МИД и ряд других должностных лиц высокого ранга.

Санкции предполагается применять и в отношении "финансовых институтов Китайской Народной Республики". Более того, законопроект содержит список из 15 таких организаций, потенциально подпадающих под действие рестрикций, включая ряд крупнейших китайских банков.

Наряду с этим, законопроект предусматривает использование ограничительных мер против добывающих отраслей промышленности КНР, включая нефтегазовую и угольную.

Утверждается, что все эти санкции могут вводиться "для [обеспечения] стабильности в [Тайваньском] проливе".

Одобрение законопроекта

Как передала ранее служба деловых новостей Bloomberg, Белый дом пытается убедить демократов на Капитолийском холме остановить процедуру одобрения законопроекта.

Предполагалось, что профильный комитет верхней палаты Конгресса - по иностранным делам - проголосует по документу в среду. Однако, как сообщил член комитета демократ Крис Мерфи (от Коннектикута), рассмотрение решено отложить до сентября. Не исключено, что некоторые положения законопроекта могут быть изменены. Мерфи не отрицал, что у Белого дома есть "существенная обеспокоенность" по поводу содержания законопроекта. При этом сенатор сообщил, что такая же "существенная обеспокоенность" имеется у него самого.

В существующей форме инициатива предусматривает, в частности, "оказание дополнительной поддержки участию Тайваня в международных организациях и многосторонней архитектуре торговли, принятие конкретных мер для противодействия агрессивному принуждению со стороны КНР". В тексте законопроекта оговаривается и "создание новых механизмов для предотвращения агрессии КНР против Тайваня", "запрет ограничений на взаимодействие федеральных государственных служащих" США с представителями острова.

Наконец, предлагается поручить госсекретарю США "обсудить переименование Тайбэйского экономического и культурного представительства [в Соединенных Штатах] в Тайваньское представительство". Параллельно назначение директора Американского института на Тайване (де-факто посольства США) намечается утверждать Сенатом, как это происходит с американскими послами. Директора этого института планируется переименовать в представителя США.

США и Тайвань

Тайвань управляется собственной администрацией с 1949 года, когда на остров бежали остатки сил Гоминьдана во главе с Чан Кайши (1887-1975), потерпев поражение в гражданской войне в Китае. С тех пор Тайвань сохраняет флаг и некоторые другие атрибуты прежней Китайской Республики, существовавшей на материке до прихода к власти коммунистов. Согласно официальной позиции КНР, поддерживаемой большинством стран, включая Россию, остров считается одной из китайских провинций.

США разорвали дипломатические отношения с Тайванем в 1979 году и установили их с КНР. Признавая политику "одного Китая", Вашингтон в то же время продолжает поддерживать контакты с тайбэйской администрацией и поставляет острову вооружения. В 2020 году администрация бывшего в тот момент президентом США Дональда Трампа на фоне обострения отношений с Пекином из-за ситуации в Гонконге значительно активизировала контакты и обмены с Тайванем, что вызвало протест со стороны властей КНР.

В прошлом октябре газета The Wall Street Journal сообщала со ссылкой на источники в администрации президента США Джо Байдена, что военные инструкторы США уже более года ведут секретную деятельность на Тайване с целью укрепления его оборонного потенциала.