Войти в почту

Под грохот битвы за Украину Турция врезала по России в Сирии

На фоне все более и более ожесточающихся боевых действий на Украине продолжающаяся военная операция России в Сирии информационно отошла на второй план. А напрасно. События, что происходят на Ближнем Востоке, потенциально грозят Москве большими неприятностями и здесь.

Под грохот битвы за Украину Турция врезала по России в Сирии
© Свободная пресса

Это стало очевидным после того, как на днях Турция наглухо закрыла свое воздушное пространство для наших боевых, военно-транспортных и противолодочных самолетов, которые долгие годы именно этим маршрутом летали на расположенную в Сирии и стратегически важную для Москвы и Дамаска авиабазу Хмеймим. С которой мы нынче контролируем не только небо над Сирией, но и над Средиземным морем.

При этом, напомню, несколько ранее, после начала спецоперации РФ на Украине, Анкара под предлогом заботы о стабильности в акватории Черного моря закрыла также проливы Босфор и Дарданеллы для прохода военных кораблей под любыми флагами. В том числе, естественно, – и под российскими.

Вот как комментирует сложившуюся ситуацию выходящее в Вашингтоне англоязычное интернет-издание «Al-Monitor»: «Турция заблокировала своё воздушное пространство для российских самолётов, оставив лишь небольшой коридор для российских сил через воздушное пространство Ирана и Ирака. Однако, вполне очевидно, что США могут приложить все усилия для того, чтобы официальный Багдад запретил российским самолётам использовать и воздушное пространство Ирака. С чем именно связаны подобные действия Турции, – не уточняется. Однако существует ряд предположений, что Анкара готовит в Сирии масштабную военную операцию против курдов и осуществляет подготовку для взятия под контроль северной части арабской республики».

Понятно, что если президент Реджеп Эрдоган и в самом деле замыслил «окончательное решение» в свою пользу проблемы пока еще сирийской провинции Идлиб, о которой, конечно же, и ведет речь американский «Al-Monitor», то сейчас для него настал самый благоприятный момент. Россия по уши занята Украиной. А Запад – Россией. Всем временно не до Ближнего Востока.

Исходя из этого, туркам теперь самое время втихаря нанести решающий удар по Сирии. Всемерно затруднив предварительно Москве возможности такой удар парировать плечом к плечу с союзным ей Башаром Асадом.

А что для этого Эрдогану следует сделать? Правильно, в самом победном варианте заставить российскую группировку, опирающуюся на Хмеймим и Тартус, в ближайшей перспективе вовсе убраться из Сирии. Или затруднить ее тыловое снабжение настолько, чтобы обессиленные наши военные уже ни на что в тех краях особенно не влияли.

Если в Анкаре руководствуются такой логикой, то турки действуют очень рационально. Вначале ставят палки в колеса нашего знаменитого «сирийского экспресса», седьмой год морским путем бесперебойно доставляющего грузы из Севастополя и Новороссийска в Тартус. А затем – запирают свою небесную «дверь» и для авиации России. Оставляя, таким образом, для наших самолетов лишь узенькую «форточку» через воздушное пространство Ирака.

И вот тут самое, как представляется, интересное. Только ли турецкая это «игра» на вытеснение России с Ближнего Востока? Не в руках ли Вашингтона, затаившегося за спиной Эрдогана (страна которого, напомню, все же состоит в НАТО) подлинная дирижерская палочка?

Если – так, то слишком вероятно, что США вскоре попытаются и от Багдада добиться прекращение полетов российских самолетов над Ираком. Если у американцев получится, тогда-то для наших военных в Сирии настанет почти полный швах.

Почему «почти? Прежде чем разобраться и с этим, все же продолжим об Ираке. Прогнутся ли в Багдаде под давлением Штатов?

Увы, не исключено. В этой стране сегодня полное безвластие. Почти полгода Ирак живет без президента. Из-за перманентного отсутствия кворума его не в силах избрать раздираемый противоречиями парламент. А нет президента – некому сформировать и правительство. Как часто бывает на Востоке, в таких условиях часто решающим аргументом становится пригнанный известно откуда «осел, груженный золотом».

Мы ведь еще не забыли, как в 2003 году как раз американцы чудесным образом без боя захватили как раз Багдад. Который обороняла элитная 100-тысячная Республиканская гвардия Саддама Хусейна.

Как утверждал по горячим следам несостоявшейся битвы близкий к израильским спецслужбам сайт DEBKA, представители ЦРУ заранее вышли на командующего спецназом Республиканской гвардии и на командующего 4-м корпусом иракской армии. Обговорили с ними цену вопроса и гарантии личной безопасности. Те в ответ подняли вверх «лапы» и велели подчиненным сложить оружие и разойтись по домам. Таким образом, исход той войны был предрешен, а преданный своими генералами Хусейн повешен.

Что мешает Вашингтону в той же стране снова пустить в ход такого же испытанного «осла»? Да ничего! И вот тогда последняя воздушная «форточка» в Сирию перед нами на самом деле может захлопнуться. Что тогда?

А тогда останется единственная «дорога жизни» в Тартус: продолжать снабжать нашу группировку в Сирии исключительно гражданскими судами. Собственно, одновременно с регулярными полетами Военно-транспортной авиации ВКС РФ такое происходит и сегодня.

Напомню: вначале операции в Сирии, в 2015 году, основная нагрузка в этом смысле лежала на наших больших десантных кораблях стянутых в Средиземное море даже с Дальнего Востока. Эти БДК с под самую завязку груженными трюмами, безжалостно выбивая и без того невеликий моторесурс, долго челноками сновали между Черным и Средиземным морями. Что, собственно, и было тогда названо «сирийским экспрессом».

Но все понимали, что абсолютно не предназначенные для столь безжалостного марафона военные корабли долго так не протянут. Тогда Министерство обороны России по всему свету стало скупать латанные-перелатанные сухогрузы и ставить их на тот же маршрут. Однако и это оказалось полумерой.

Со временем, переведя дух, приемлемое решение было найдено. В ведомстве Сергея Шойгу создали ООО «Оборонлогистика» со статусом крупной судоходной компании. Приобрели для нее огромные контейнеровозы. Самый крупный из них – «Спарта-3» класса RO-RO/LO-LO (горизонтальной и вертикальной загрузки) дедвейтом в 9490 тонн в 2009 году построен в Германии. Способен перевозить до восьмисот 22-тонных контейнеров (из них 30 рефрижераторного типа). А также автомобили и любую другую тяжелую технику. Для погрузки-разгрузки по бортам имеет два крана грузоподъемностью по 350 тонн.

Словом – могучий океанский тяжеловоз. А вместе с ним в распоряжении «Оборонлогистики» еще «Спарта-1», «Спарта-2», «Спарта-4» и сухогрузы поменьше. Вместе они на годы сняли все вопросы со снабжением группировки в Сирии. Даже на сегодня. Ибо этих судов запрет Турции на использование черноморских проливов не касается: они ходят не под Андреевским флагом, как военные корабли России.

Только до сих пор усилия «Оборонлогистики» удачно дополняет Военно-транспортная авиации РФ, которая регулярно летает в Хмеймим. Раньше – через Турцию. После запрета Эрдогана – вкруголя, через Иран и Ирак. В случае, если, как уже сказано, американцы перекроют и этот маршрут, на линии останутся одни контейнеровозы и сухогрузы «Оборонлогистики». Хватит ли только их при таком развороте событий? Не уверен.

Дело в том, что с началам спецоперации на Украине кроме Сирии для нас образовался еще один в логистическом смысле «остров» – Калининградская область. Доставка грузов туда посуху блокирована прибалтами и поляками на основании введенных Западом против России санкций. Основным путем доставки стала дорога Балтийским морем. Ее обеспечение тоже возложено на «Оборонлогистику». Но то, чем компания до недавнего времени располагала на этом направлении, оказалось совершенно недостаточно. Пришлось Минобороны кое-что отзывать из Сирии и срочно ставить на транспортную линию Усть-Луга-Балтийск.

Первым из Средиземного и Черного морей на Балтику экстренно перебросили контейнеровоз «Спарта-3», предварительно зачем-то переименовав его в «Урса Майор» («Ursa Major»). 21 апреля 2022 года это судно дебютировало на новом для себя маршруте, присоединившись к сновавшим тут ранее трем железнодорожным паромам «Амбал», «Балтийск» и «Маршал Рокоссовский».

Однако проблема в том, что по расчетам губернатора Калининградской области Антона Алиханова, для бесперебойного снабжения его региона между Балтийском и «Большой землей» должны бесперебойно курсировать не менее десяти паромов. Где их взять прямо сегодня? Отзывать с «сирийского» направления еще какую-нибудь из работающих на нем «Спарт»? Но это же «тришкин кафтан», ребята!

На подходе к калининградским берегам, правда, достраиваемый турецкой верфью "Kuzey Star Shipyard" и Невским судостроительно-судоремонтным заводом новый большой автомобильно-железнодорожный паром с ледокольным усилением «Генерал Черняховский». По расчетам, он будет способен принимать до 80 железнодорожных цистерн, либо 54 полувагона, либо 36 пассажирских вагонов.

«Генерал Черняховский», безусловно, слегка облегчит ситуацию на Балтике. Но ведь нет решит ее вовсе.

А для снабжения наших войск в Сирии никто пока не обещает и этого. О чем, бесспорно, прекрасно осведомлены и турки, и американцы. Которые определенно уверены, что нащупали еще одну «ахиллесову пяту» у России. И будут жать на нее беспощадно.