Войти в почту

Обещают, что зарплаты на русском Донбассе вырастут до 35 тысяч рублей

Средняя заработная плата в экономике народных республик Донбасса вырастет до 35 тысяч рублей (в 2,3 раза), а средняя пенсия почти до 14 тысяч рублей (в 1,3 раза). Средняя зарплата бюджетников достигнет 29 тысяч рублей. Это уровень соседней Ростовской области.

Обещают, что зарплаты на русском Донбассе вырастут до 35 тысяч рублей
© Свободная пресса

Такие показатели будут достигнуты в результате реализации Программы социально-экономического развития Донецкой и Луганской народных республик на 2022–2024 годы, говорится в заявлении их руководителей Дениса Пушилина и Леонида Пасечника.

В республиках также обещано создать 70 тысяч новых рабочих мест, восстановить тысячу жилых домов и сотни социальных объектов, отремонтировать дороги и коммуникации. Это будет возможным, если повысить показатель валового внутреннего продукта на душу населения на 75%.

Столь фантастические показатели станут результатом создания единого экономического пространства ДНР и ЛНР. Для этого сейчас проводится синхронизация гражданского и налогового законодательства, предстоит подписание Договора о едином таможенном пространстве.

Задача довести зарплаты на Донбассе до уровня Ростовской области ставилась перед новым инвестором региона Евгением Юрченко еще в июне. Его предшественник Сергей Курченко за годы довел ситуацию «до ручки» - шахтеры, рабочие бастовали из-за невыплаты и без того низких зарплат.

Создание единого экономического пространства русского Донбасса началось на фоне заявлений Киева об отказе от Минских соглашений после визита Владимира Зеленского в США. Неужели это ответный шаг Москвы? Каков тогда следующий этап? Вхождение Донбасса в состав России?

О заработках жителей Донбасса «СП» рассказал бывший военнослужащий армии ДНР Дмитрий Талантов:

- На Донбассе я прожил шесть лет, недавно только вернулся. Служил в ополчении ЛНР, потом в ДНР. Обещания зарплат как в Ростове-на-Дону местные жители слышат уже года три-четыре.

«СП»: - И сколько примерно они зарабатывают все это время?

- В среднем, наверное, 10 тысяч рублей. Пятнадцать тысяч для местных — вообще красота. В ЛНР на самом главном градообразующем заводе — Алачевском меткомбинате зарплаты достигают 18 тысяч рублей. Это у рабочих в горячем цехе. А так люди получают и по 7, и по 8 тысяч рублей. Причем, в Луганске меньше, чем в Донецке. В Донецке — 15 тысяч — хороший заработок.

«СП»: - Так было при прежнем «смотрящим» за экономикой Донбасса — Курченко. Недавно его сменили на Юрченко...

- Действительно пришел другой руководитель. При нем хотя бы погасили накопленные при Курченко долги. Но уровень зарплат пока принципиально не изменился. Иначе люди с Донбасса не уезжали бы в Россию.

«СП»: - А уезжают?

- Толпами. Особенно те, кто получил российские паспорта.

С этими паспортами странно получилось. Например, военным надо было получать российские паспорта в приказном порядке. Они получили. Мирные граждане тоже многие получили. И первых, и вторых убивают ВСУ. Россия вроде бы должна защищать своих новых граждан. Но наша власть все ведет какие-то непонятные переговоры и конца и края этому не видно.

«СП»: - Может, раздача паспортов и создание единого экономического пространства — часть перспективного плана по политическому присоединению Донбасса к России? Таможню уже ликвидируют...

- Таможня там: будка на дороге. Иногда проверяют паспорта. Кому надо, может полями пройти — сто метров вправо или влево... Она фиктивная. Только во время пандемии людей не пускали.

Гендиректор Института ЕАЭС Владимир Лепехин считает, что экономическая слабость Донбасса является следствием засилья олигархических групп, которых Россия не в состоянии удалить от кормушки.

- Таможенные барьеры на данном этапе ни при чем. Потенциал Донбасса колоссальный и в разы превосходит потенциал той же Ростовской области.

«СП»: - И тем не менее люди живут бедно...

- На Донбассе существует проблема наличия субъекта экономических решений и взаимодействия этого субъекта с Россией — организации управления. Там по-прежнему есть старые олигархи типа Ахметова, с которыми работают теневые представители России. Например, неоднократно писали о роли, которую играет Курченко. Потом его сменил Юрченко. Но это не имеет значения. Они все из одной песочницы.

Главное, что Россия не выстраивает там легитимную, адекватную систему управления, которая замыкается на более-менее автономное правительство региона. Москва стремится к тому, чтобы политическое руководство Донбасса было марионетками российских групп, уполномоченных заниматься этим регионом, и запускает туда ушлых менеджеров, которые дербанят этот регион в интересах своих корпораций, не выстраивая целостной системы в интересах населения региона.

Поэтому планировать можно все что угодно: экономическое возрождение, модернизацию... Все это делается с пропагандистскими целями. Понятно, что в ответ на обещания киевских клоунов обеспечить развитие Донбасса на западные инвестиции в случае, если он вернется на Украину, нашей стороне тоже надо продемонстрировать готовность обеспечить региону экономический взлет. Однако ни одной концепции управления экономикой в интересах региона пока нет.

«СП»: - Но может совместное заявление Пушилина и Пасечника — пролог к такой концепции? Вряд ли это самодеятельность...

- Такие громкие заявления у нас в стране делаются постоянно и всегда это пролог только к распилу бюджета. Идет борьба разных корпораций за деньги. И Донбасс здесь не исключение.

Единственный позитивный пример за последние годы — это Крым. Туда действительно пошли огромные федеральные средства, но там изначально был субъект принятия решений — более-менее консолидированная команда главы региона, которая смогла перевести деньги в конкретные проекты.

«СП»: - Уж не потому ли удалось успешно поднять Крым, что его приняли в состав России без всяких ужимок, а Донбасс принять то ли стесняются, то ли боятся?

- Конечно. И в этом причина, и в отношении к региону. К сожалению, на Донбассе из-за отсутствия ясного статуса, связей с Украиной, мафиозных связей местная субъектность ущербна. Нет полноценной власти. Есть люди, защищающие Донбасс, и есть олигархические группировки вокруг производственных гигантов, которые тормозят появление оптимальной модели управления. Москва ничего сделать с ними не может или пытается договариваться кулуарно. Поэтому и появлялись такие фигуры, как, например, Сурков.

Поэтому надо менять схему взаимодействия с Донбассом, прекращать разговоры о возможном уходе Донбасса на Украину. Нужно однозначно решить, что идет реальная, естественная, органичная интеграция Донбасса в Россию и заниматься ей независимо от того, кто это признает или не признает.

В свою очередь профессор МГУ, член Научного совета при Совете безопасности РФ, доктор политических наук Андрей Манойло намекает, что такое решение уже принято:

- Экономическое объединение ДНР и ЛНР готовилось очень давно. И то, что оно произошло именно сейчас, не связано с активностью Зеленского, его встречей с Байденом. Просто время пришло. Все аспекты, детали, которые нуждались в проработке, были проработаны. Ресурсы, чтобы поднять зарплаты и стандартизировать их, были накоплены. Поэтому заявление об экономическом объединении республик и прозвучало. Действия абсолютно правильные. Более того, это не разовая акция, а часть более масштабного процесса. Звено в цепи...

«СП»: - Имеет смысл ждать политического объединения Донбасса с Россией?

- Ждать, конечно. Думаю, надеяться можно. И это будет правильно.