Войти в почту

Будущее у Ил-96 существует в двухдвигательном варианте

Проект Ил-96-400М является важным начинанием для российской гражданской авиации, отметил в комментарии для ФБА «Экономика сегодня» эксперт в области гражданской авиации Роман Гусаров.

Будущее у Ил-96 существует в двухдвигательном варианте
© ФБА "Экономика сегодня"

Россия создает Ил-96-400М

Заместитель председателя Правительства РФ Юрий Борисов посетил Воронежский авиазавод, где осмотрел летно-испытательную станцию, поднялся на борт Ил-96-300 и посетил цеха, где строятся Ил-112В и опытный образец Ил-96-400М.

Сообщается, что Воронежское авиастроительное предприятие собирается в течение 2021 года завершить строительство Ил-96-400М.

Первоначально модификация Ил-96-400М называлась Ил-496, проект предусматривает полное обновление авионики, что позволит сократить экипаж лайнера до стандартных для современного рынка двух человек. Сегодня семейство Ил-96 обслуживают три человека.

Проект был предложен в середине десятых годов в рамках стартовавших проектов по импортозамещению. В сентябре 2017 года на него из средств федерального бюджета выделили 1,5 млрд рублей, но в первоначальные сроки работы не были выполнены.

Планировалось закончить первый опытный самолет к 2019 году, а в 2020 году начать серийное производство обновленной версии Ил-96.

Планы по серийному производству сохраняются, в Воронеже говорят про 2023 год, но есть вопросы по коммерческой привлекательности лайнера. РФ создаст модернизированный вариант Ил-96 и может наладить его производство, но будет ли спрос на машины?

Новые машины нужны Специальному летному отряду «Россию». В президентском авиапарке на сегодня 11 лайнеров типа Ил-96, их можно заменить на новую модификацию, но в целом это ограниченный рынок, неспособный оправдать серийное производство.

Проблемой Ил-86 и его развития – Ил-96, является четырехдвигательная компоновка. Первый советский широкофюзеляжный лайнер создавался, ориентируясь на Boeing 747, но уже в восьмидесятые годы началась эра двухдвигательных магистральных лайнеров.

Началось это с Airbus A310, после которого все широкофюзеляжные дальнемагистральные лайнеры в мире, за исключением циклопического A380, создавались в рамках двухдвигательной компоновки, просто она значительно дешевле в коммерческой эксплуатации.

Неэкономичность и двигатели – это бич советской гражданской авиации. Если до 1991 года это не было проблемой – рынки были поделены политическими системами, то с распадом СССР дело обернулось сворачиванием российского гражданского авиастроения .

Ил-96-400М является развитием лайнера, который не был востребован на рынке, но для России – это важный проект, позволяющий сохранить компетенции по созданию больших гражданских самолетов, это может пригодиться в будущем.

У модернизации Ил-96 есть будущее

«Семейство Ил-96 уходит корнями в Ил-86, являющийся одним из самых надежных самолетов в мире. Ил-86 и Ил-96 не соответствуют современным требованиям по экономичности – в России нет подходящей силовой установки для двухдвигательной компоновки, поэтому данные лайнеры вынуждены продолжать летать на четырех двигателях», - констатирует Гусаров.

Ил-96-400М является удлиненной версией Ил-96-300, рассчитанной на перевозку от 300 до 435 пассажиров на расстояние до 9000 км. Машина должна была стать флагманом советской гражданской авиации, но из-за распада СССР серийно производилась с 1988 по 1993 годы.

Всего выпущена 31 машина, кроме спецотряда «Россия» он эксплуатируется кубинским национальным авиаперевозчиком Cubana.

«Ил-96-400М – это очень большой широкофюзеляжный самолет. В рамках проекта перерабатываются системы, бортовое оборудование, машина должна быть приведена к современному виду. Если мы посмотрим на западные гражданские самолеты, то в них них идут аналогичные процессы. Все лайнеры модернизируются, молодых по срокам разработки самолетов там нет», - заключает Гусаров.

Ярким примером является платформа Boeing 737, выпускающаяся с шестидесятых годов и пережившая смену четырех поколений, пусть это и среднемагистральный узкофюзеляжный лайнер, для мирового авиапрома развитие платформ – это нормально.

Однако у нас нестандартная ситуация, мы возвращаемся машинам, от которых в РФ отказались и десятилетия не развивали. В такой ситуации сложно наверстать упущенное, но для Москвы важно сохранение компетенций.

«До недавнего времени в некоторых модификациях производился Boeing 747, который старше Ил-96 в два раза. Мы имеем хорошую конструкцию, надежный самолет, а единственный вопрос заключается в двигателях», - резюмирует Гусаров.

Смысла проекта Ил-96-400М заключается в сохранении компетенций, переработке конструкций – параллельно происходит ее оцифровка и замена старых материалов на новые, и полном переоснащении оборудования лайнера.

«В перспективе возможна установка двигателя ПД-35 – его обещают разработать к 2025-2026 годам. Это силовая установка такой размерности и тяги, позволяющая сделать Ил-96-400М двухдвигательным лайнером», - констатирует Гусаров.

В случае успеха проекта ПД-35 мы можем в виде Ил-96-400М в сжатые сроки получить современный двухдвигательный широкофюзеляжный дальнемагистральный лайнер, который будет конкурентоспособен на мировом рынке.

«Проект Ил-96-400М работает как на сохранение компетенций, так и на перспективу,» - заключает Гусаров.