Войти в почту

«Карибский кризис 2.0» может таиться в трюме вертолетоносца ВМС Ирана

Вашингтон в эти дни с большим подозрением вглядывается в южную часть Атлантического океана. Оттуда, на этой неделе обогнув у Мыса Доброй Надежды африканский континент, в сторону Соединенных Штатов с неизвестной целью и неизвестным вооружением на борту движутся два крупных боевых корабля ВМС Ирана – вертолетоносец «Макран» в охранении легкого фрегата «Саханд». Власти Штатов все сильнее подозревают, что вместе с этим отрядом к ним, не исключено, приближается попытка Тегерана сформировать в районе Мексиканского залива новый ракетный «Карибский кризис».

«Карибский кризис 2.0» может таиться в трюме вертолетоносца ВМС Ирана
© Свободная пресса

Но это пока – из области хотя и весьма реалистических, но все же предположений. А пока в Пентагоне уверены, как минимум, в одном: конечной точкой перехода иранского отряда являются Куба или Венесуэла. Скорее даже – именно Венесуэла, с которой у Тегерана под давлением американцев уже много лет сложились все более и более крепнущие союзнические отношения.

Поэтому, как сообщает сайт Politico (штаб-квартира в графстве Арлингтон, штат Вирджиния), «администрация Джозефа Байдена призывает Венесуэлу и Кубу развернуть два иранских военных корабля, которые, по предположениям, перевозят оружие для передачи Каракасу». И предупреждает: «Мы оставляем за собой право принимать соответствующие меры — совместно с нашими партнерами — для предотвращения доставки или транзита такого оружия».

Каковы могут быть эти меры? Экономические или политические санкции точно не помогут. И Венесуэла, и Куба, и Иран в них – как бродячие собаки в репейнике. Десятком санкций больше, десятком – меньше? Какая разница?

По логике, в распоряжении американских военных единственное – попытаться силой оружия остановить в Атлантическом океане «Макран» и «Саханд». Чтобы, как минимум, осмотреть содержимое их трюмов. Как максимум – в случае обнаружения там баллистических или крылатых ракет большого радиуса действия (чего слишком прозрачно и страшится Вашингтон) с полдороги развернуть персидские корабли восвояси.

Но как это сделать практически? И на «Макране», и на «Саханде» тоже есть пушки. Наверняка есть и свой спецназ. Поэтому в подобной ситуации иранские экипажи ни за что не допустят досмотровые группы ВМС США в свои трюмы. И будут правы. Поскольку палубы любых военных кораблей по международным соглашениям являются суверенной территорией соответствующих государств. В открытом море подниматься на них иностранцам позволено лишь в случае официального приглашения со стороны командиров. А такое приглашение персидским флотоводцам не приснится даже в самом страшном сне. Стало быть, угрозы Пентагона про «соответствующие меры» - пустое сотрясение воздуха над штормовой Атлантикой.

Таким образом, Вашингтону остается лишь в заранее принятой, но никого не пугающей боевой позе ожидать, когда иранские корабли благополучно придут в порт назначения и там беспрепятственно разгрузятся. Тогда спутниковая разведка США наверняка сможет разглядеть, что именно они привезли в самое «мягкое подбрюшье» на глазах слабеющих Штатов.

Что это может быть хотя бы теоретически? Точно известно про семь быстроходных ракетных катеров типа Peykaap-II, которые на спутниковом снимке четко различимы на верхней палубе «Макрана». Катера неизвестно для кого были погружены на вертолетоносец в порту Бендер-Аббас.

Каждый такой катер имеет длину корпуса до 17 метров и огромную максимальную скорость 52 узла (96 километров в час). Вооружен двумя 324-мм противолодочными торпедами и двумя китайскими крылатыми ракетами С-802 (экспортная версия тактической противокорабельной ракеты средней дальности YJ-82 («Атакующий орел»).

Дальность стрельбы С-802 по надводным целям - до 120 километров. В ВМС НОАК почти такими же вооружены эсминцы классов Luhai 167, Luhu 112 ,Luda 166, Luda 109, фрегаты классов Jianghu-III (Type 053HT), Jiangwei , ракетные катера класса Houjian. То есть – вполне грозное и современное оружие.

Но куда интересней, что кроется под верхней палубой неуклонно приближающегося к США «Макрана». Между прочим, там много чего можно спрятать. Поскольку этот вертолетоносец (или плавучая база передового базирования ВМС Ирана) имеет очень внушительные размеры. Только в начале нынешнего года завершена его переделка из огромного танкера японской постройки (2010 год) типа «Афрамакс» длиною в 230 метров и водоизмещением с легкий авианосец (свыше 50000 тонн).

В новый боевой корабль персы бывший танкер превратили очень просто. Взяли, да и наварили на его носовую часть дополнительную 80-метровую взлетно-посадочную полосу. Она позволяет легко разместить до пяти вертолетов одновременно. Как полагают специалисты, наиболее вероятна комбинация из пары винтокрылых многоцелевых Bell-212, двух противолодочных Sea-King и одного тяжелого транспортного RH-53D (Sea Stallion).

Кроме того, по сведениям из зарубежных источников, на «Макране» может находиться большая группа иранских Сил специальных операций, действия которых готовы обеспечить четыре быстроходных боевых катера вместимостью до 12 бойцов каждый с 11-ствольными (107 мм) ракетными установками. Кроме того - беспилотники вертикального взлета Pelican (дальность полета 1200 километров) с оптико-электронными системами разведки и целеуказания.

Это, конечно, совершенно ничего не говорит о таинственном грузе, который «Макран» наверняка сегодня подтаскивает поближе к территории Штатов. Ракеты большой дальности – это, безусловно, первое, что обоснованно приходит на ум в этой связи. Хотя бы потому, что, по сведениям газеты The Washington Times, уже десять лет иранцы в глубокой тайне ведут сооружение своей новой ракетной базы на венесуэльском полуострове Парагуан на побережье Карибского моря.

Американское издание рассказало, что еще в феврале 2011-го на пустынный полуостров прибыли инженеры из Khatam al-Anbia, строительной компании, которой владеет Корпус Стражей Исламской революции. Эту делегацию возглавлял Амир аль-Хадшисадех, командующий иранскими Военно-Воздушными силами.

Вскоре, рассказывала The Washington Times, на Парагуане началось строительство стартовых позиций для баллистических ракет Shahab 3s (дальность действия до 1300−1500 километров), Scud-Bs (до 285−330 километров) и Scud-Cs (до 300, 500 и 700 километров в зависимости от модификации). Да, этого достаточно чтобы после завершения стройки долбануть, допустим, по Мексике или Колумбии. Но до США с Парагуана таким оружием персам было не дотянуться. Поскольку, скажем, от Венесуэлы до штата Флорида расстояние порядка 2000 километров.

Но в последние годы военно-техническая обстановка в этой области для американцев стала меняться с какой-то почти гиперзвуковой скоростью. Шоком для Вашингтона стал запуск первого иранского космического спутника Noor («Посланник») состоявшийся 22 апреля 2020 года. Его вывела на околоземную орбиту высотой 425 километров трёхступенчатая ракета-носитель Qased Корпуса стражей Исламской революции.

Возможно, самое ужасное для Штатов состояло в том, что про успешный запуск «Посланника» они узнали только из сообщений прессы. Лишь через три дня тогдашний госсекретарь США Майкл Помпео ошеломленно публично констатировал: «Ракета-носитель для этого спутника и другие ракеты, запущенные до неё, включают технологии, идентичные и взаимозаменяемые с баллистическими ракетами, включая системы большей дальности, такие как межконтинентальные баллистические ракеты (МБР). Ни одна страна никогда не стремилась к созданию потенциала МБР, кроме как для целей доставки ядерного оружия».

По предоставленным Корпусом Стражей Исламской революции видео- и фотодокументам видно, что для запуска ракеты-носителя использовалась мобильная пусковая установка. Иными словами, стало очевидным, что Иран уже обладает или вот-вот станет обладать современным подвижным грунтовым ракетным комплексом на основе ракеты Qased, о фактической максимальной дальности полета остается пока лишь гадать. Но совершенно понятно, что она огромна. Во всяком случае, достаточна, чтобы, в случае установки на Кубе или в Венесуэле, стать реальным кошмаром для американцев.

А теперь хотя бы на секундочку представьте, что именно мобильная пусковая установка с Qased или ее составные части сейчас мерно качаются на океанских волнах по пути в район, предположим, Карибского моря. И ВМС США без применения оружия просто не в силах остановить это смертоносное движение.

Думаю, единственное, что спасает мир от немедленного воспроизводства в Атлантическом океане ситуации «Карибский кризис 2.0» - отсутствие у американцев полной ясности: так это на самом деле обстоит дело или не так? Тащит ли в своем трюме «Макран» ракету Qased или нечто очень похожее на нее?

Все разрешится очень скоро. Переход через два океана отряд кораблей ВМС Ирана завершит через считанные дни и затем начнет разгрузку в порту назначения. Будьте уверены: вся американская разведка свои глаза и уши тут же развернет в этом направлении. Потому что в случае, если их худшие подозрения подтвердятся – политические решения последуют незамедлительно. Просто потому, что это окажется вопросом жизни и смерти для Соединенных Штатов.

Тем временем

17 мая командующий ВМС Ирана контр-адмирал Хабиболла Сайяри по поводу выхода вертолетоносца «Макран» и фрегата «Саханд» в Атлантический океан заявил: «77-й стратегический Военно-Морской флот, состоящий из фрегата и корабля, впервые направлен в Атлантический океан, чтобы продемонстрировать возможности Ирана на морской арене… Мы считаем наше присутствие в международных водах неотъемлемым стратегическим правом ВМС Исламской Республики Иран, и мы продолжим идти по этому пути с силой».