Войти в почту

Военкоматы: Терпение Шойгу лопнуло

На позабытые и позаброшенные военкоматы наконец-то обратили внимание в Минобороны, собственно, именно этому ведомству они и подчиняются. Структурное, можно сказать, подразделение, стоящее на всех видах довольствия. Но это лишь на словах, в результате многочисленных «реформ», большая часть которых свелась к лишению сотрудников военных комиссариатов воинских званий и сокращению самих военкоматов, эти учреждения потеряли свой былой статус и авторитет. «Огражданились», можно сказать.

Военкоматы: Терпение Шойгу лопнуло
© Свободная пресса

Считается, что военкоматы «убил» министр обороны Анатолий Сердюков (2007-2012 гг.), но и его предшественники, в большей степени и Сергей Иванов (2001-2007 гг.) тоже руку к этому приложили. Оба, к слову, к Минобороны прежде отношения не имевшие, а потому и особого пиетета к структуре военных комиссариатов не имевшие.

Нынешний министр обороны Сергей Шойгу, хотя тоже из «пиджаков», взялся за возрождение военкоматов практически сразу после своего назначения. Сделал многое, но, видимо, недоделал. И в череде учений, парадов и прочих служебных дел, опять взялся за военкоматы.

Терпение Шойгу лопнуло после недавнего и совершенно неожиданного посещения военкомата Черемушкинского района Москвы – такая случилась внезапная проверка боевой готовности, как в армии.

От увиденного министр был в шоке. «Ничего не меняется! У вас микроволновка есть, холодильник есть, а компьютеров, чтобы по «электронке» связаться с другим военкоматом, нет. Ячейки, почта… Вы что? Как партизаны что ли письма в дупло закладываете? Что за работа такая?», – возмутился Шойгу и сделал оргвыводы.

Уже во время нынешней поездки в Тверскую область, встречаясь с губернатором Игорем Руденей, Шойгу объявил о запуске проекта по приведению к современным требованиям военных комиссариатов и пунктов сбора во всех регионах страны.

«Нам нужно приводить в порядок наши военкоматы. Военкоматы в армии – это как гардероб в театре. Предлагаю дать старт этому большому мероприятию – приведению в образцовый вид военкоматов, чтобы они были современными, чтобы туда хотелось приходить не по принуждению или по повестке, а по желанию», – озвучил Шойгу грядущую программу, которая, надо полагать, коснётся не только Твери, но и всех военкоматов в России.

Долгожданная, нужно отметить программа, но ждут от неё не только приведения самих зданий и оргтехники в порядок. Например, возвращения воинских званий, которые отобрал у военкоматчиков Сердюков

Сергей Шойгу, к слову, «перекос» военкомовской реформы решил исправить ещё в 2013 году. Предполагалось, что воинские звания вернут военным комиссарам субъектов федерации, но не выше полковника, поскольку генеральские звания присваивает президент.

Помимо этого предусматривалось, что в комиссариатах появится ещё несколько офицерских должностей, поскольку у военного начальника должны быть в подчинении офицеры. Шла речь о том, что военкомы, как призываемые из запаса офицеры, должны пройти медицинское освидетельствование и соответствующую переаттестацию. Однако, до реализации этой идеи дело тогда так и не дошло и сотрудники военкоматов так и остались гражданскими служащими.

Замысел Шойгу был понятен – профессия военкома становилась всё менее популярной, в том числе из-за отсутствия воинского звания, а это, минуточку, для полковника 13 тысяч рублей, а для капитана 11 тысяч. Деньги немалые.

Опять же можно предположить, не утвердительно, а лишь с определенной долей вероятности, что военкомам стали… меньше давать взяток, по сравнению с предыдущими годами. Отказников и уклонистов заметно поубавилось, связано это с уменьшением срока службы до одного года, достойными условиями службы, практически исчезнувшей «дедовщины» и общим повышением авторитета Вооруженных сил.

Исчезла, так сказать, «прибавка» к окладу. Впрочем, взятки пусть и в усеченном виде в военкоматах как позорное явление сохранилось.

Что такое военкомат? В обывательском представлении – заведение, где происходит процедура призыва в армию, которой ещё несколько лет назад пугали потенциальных новобранцев. Служба считалась не престижной, пресловутая «дедовщина» вводила матерей и даже видавших виды отцов в состояние ступора, а повестка из военкомата считалась едва ли не приговором с пребыванием в тюремной зоне. Помните выражение: «Забрали в армию?».

Ситуация изменилась – призыв в армию уже никого не пугает, а в некоторых регионах России родители новобранцев пытаются даже заплатить, чтобы отправить любимое чадо на службу. Не изменилась только сама функция работы военных комиссариатов – контроль и учет за призывным контингентом.

В 1941-м году, когда на СССР напала фашистская Германия, численность армии (РККА) определялась штатом мирного времени, многие дивизии были кадрированными, людей, боевых штыков, катастрофически не хватало. С учетом крупных потерь на первом этапе Великой Отечественной войны, армия могла оказаться обескровленной, небоеспособной. Сформированная к тому времени система военных комиссариатов по всей стране смогла обеспечить призыв новобранцев и запасников в достаточном количестве для успешного ведения боевых действий.

При этом учитывалась необходимость качественной подготовки бойцов в учебных полках и центрах, командного состава в военных училищах и курсах офицерской подготовки. И вся эта система исправно работала на протяжении долгих четырех лет войны. В отличии от Германии, которая в последний год войны посылала на фронт сопливых юнцов (гитлерюгенд) и престарелых инвалидов, советская система мобилизационной подготовки была в состоянии обеспечить призыв в армию за счет возрастного резерва, позволяющего активно участвовать в боевых действиях.

Военный комиссариат – это штатное подразделение Министерства обороны. Можно подумать, что это не самое престижное место службы, не связанное с боевой подготовкой, учениями и маневрами. Не совсем так – военкомат является первичной ступенькой для любого военнослужащего, а для тех, кто находится в запасе, это еще и связь с армией, которой могут потребоваться опыт и способности матерых служак.

Ещё несколько лет назад военный комиссариат Московской области возглавлял генерал-майор Александр Фомин. Вовсе не «паркетный генерал» – Герой России, участник боевых действий в Афганистане, Таджикистане, Чечне. Закончил академию Генштаба. Действующий член координационного совета Ассоциации офицеров подразделений специального назначения ГРУ. При всем при этом, пошел служить военным комиссаром вначале Тульской, а потом и Московской области (с 2010 по 2016 годы).

«Армия начинается с солдата, и солдат этот изначально должен быть высшего качество, в том числе морально-волевого, – говорил Александр Гурьевич. – В армии его всему научат, но нужен человеческий фактор, нужен патриот своей страны. И военкомат – первая ступенька в этом воспитании».

– Военные комиссариаты представляют собой территориальные органы Министерства обороны в субъектах России, районах и городах, – рассказывает бывший военком Савеловского района Москвы полковник Сергей Моисеев. – Во взаимодействии с органами исполнительной власти и местного самоуправления военные комиссариаты разрабатывают планы проведения мобилизации людских и транспортных ресурсов на военное время.

Отсюда – целый комплекс задач: организация воинского учета, призыв граждан на военную службу, отбор кандидатов для ее прохождения по контракту, бронирование рабочих и служащих за предприятиями.

Военкоматы оказывают помощь образовательным учреждениям в организации и проведении обязательной и добровольной подготовки юношей к военной службе, овладению ими военно-учетными специальностями и военно-прикладными видами спорта. Также военкоматы проводят отбор юношей и девушек в военно-учебные заведения. Содействуют в своевременном и полном представлении гражданам, уволенным в запас, установленных законодательством льгот, прав и социальных гарантий. Ведут архивно-розыскную работу, участвуют в мероприятиях по увековечиванию памяти погибших при защите Отечества.

В общем, не случайно сейчас министр обороны Сергей Шойгу вновь взялся за военкоматы и не случайно сравнил их с гардеробами в театре – армия начинается именно здесь. И если сами Вооруженные силы сейчас в приоритете и приобретают новый облик боевой и организованной структуры, то почему «вешалка» в виде военкоматов не просто застыла в своём развитии, но и потеряла свои былые позиции?