Войти в почту

Мощь России прирастет Китаем

Договор о добрососедстве, дружбе и сотрудничестве между Россией и Китаем, которому исполнилось уже двадцать лет, будет продлен снова. Две державы все плотнее координируют свою политику, поэтому неудивительно, что состоявшийся визит Сергея Лаврова в Китай касался, помимо прочего, международной обстановки. Понятно, что обоим странам не симпатизирует администрация Байдена. Кроме этого, Китай впечатлен намерением Штатов создать антикитайскую коалицию. Возможно, в связи с этим Пекин видит в Москве достойного союзника, который может дать отпор Западу.

Мощь России прирастет Китаем
© Свободная пресса

В отличие от выраженно «гладких» переговоров России с Китаем, недавно проведенная встреча китайских дипломатов с американскими на Аляске оставляла желать лучшего. Тон, в котором выражалась делегация США в сторону Поднебесной, был отнюдь не дружелюбным. Американцы обвинили китайцев в экономическом давлении и кибератаках на свою страну, указывая на то, что это представляет угрозу установившемуся мировому порядку.

Незадолго до визита Лаврова в Китай состоялась встреча в рамках «Четырёхстороннего диалога по безопасности» (QUAD – КВАД) с участием лидеров Соединенных Штатов, Японии, Австралии и Индии, также именуемых «четверкой». Собрание четырех влиятельных государств иногда называют «Индо-Тихоокеанским НАТО». Но здесь для США главная задача – противостоять влиянию Китая. Тем не менее, один из участников «четверки», Япония, надеется, что Штаты помогут ей вернуть её территории, которые Китай себе присвоил.

Еще в прошлом году можно было отметить рост напряжения в отношениях между Вашингтоном и Пекином. Так, США обвинили Китай в попытке украсть способ изобретения вакцины от ковида, исходя из того, что хакеры работали по команде китайских спецслужб. Штаты были недовольны этими взломщиками, которые украли около терабайта данных, всё потому что они, в количестве двух штук, атаковали не только Америку, но и большую часть Европы. Из-за кражи данных Пекин и Вашингтон начали закрывать друг у друга, какими бы они «друзьями» не были, посольства. В итоге КНР всё-таки опроверг попытку кражи разработок вакцины от коронавируса. Так или иначе, это оставило огромное грязное пятно на полотне китайско-американских отношений.

В отношении России же Штаты умеют применять только злополучные санкции. И, хотя процент от американского импорта довольно мизерный, наш Минпромторг радуется, ведь деньги, которые тратились на американские товары и оборудование, пойдут теперь в зарплаты сотрудников российских предприятий. Вместе с этим усилится импортозамещение, как ни удивительно это прозвучит. Так, в связи с недавно введенным запретом на поставку из США в Россию оружия, ведомство заявляет, что скоро почти все сто процентов самолетов в РФ станут российскими. В первую очередь заменять будут двигатели летающих аппаратов на отечественные.

Стоит вопрос о повторении сценария холодной войны. Только в этот раз, имея развитый интернет, дело, пока что, ограничивается кибератаками и блокировкой аккаунтов и вебсайтов. Можно сказать, что война скорее информационная, чем холодная. Новое десятилетие ознаменовало ограничение доступа простых граждан к информационным ресурсам, как, например, ситуация с Роскомнадзором и Твиттером. А про блокировку в начале этого года тогда еще действующего президента Дональда Трампа в том же Твиттере и заикаться не стоит. Доведут ли санкции в сторону России до состояния интернета, как в Китае – то есть ограниченного, еще предстоит узнать.

На вопросы о взаимоотношениях КНР, России и США ответил руководитель Центра социально-экономических исследований Китая Андрей Островский.

– Как укрепление отношений между Россией и Китаем повлияет на отношения России со Штатами?

– Вопрос достаточно непростой, поскольку вы знаете, какие сейчас у нас сейчас отношения между Россией и Соединенными Штатами. По сути дела, уровень дипотношений упал ниже самого тяжелого уровня, в период холодной войны. У нас даже практически отозвали посла в Москву для консультации, это означает очень низкий уровень дипломатических отношений между нашими странами. Могу привести пример такого уровня отношений между двумя странами, если брать советско-китайские отношения. Такой уровень был, когда отозвали посла для консультации в конце 1966 года во время культурной революции. Остался временный поверенный в делах, и восстановился прежний уровень дипотношений, когда стороны обменялись послами. Это было где-то зимой 1969 года, когда были события на острове Даманском и после переговоров Косыгина и Чжоу Эньлая.

Сейчас примерно такая же ситуация в российско-американских отношениях. Хуже отношений быть уже не может, тем более что они забрали здания, которые принадлежали России, по всем документам, я имею в виду прежде всего здание консульства на Грин Стрит, Сан-Франциско и пару других зданий, в общем уровень отношений очень низкий. И если мы исходим от выступлений президента Америки Джо Байдена, то в обозримом будущем этот уровень вряд ли будет повышаться. По крайней мере, в течении этого года точно, насчет будущего года я не берусь судить. А если говорить о китайско-американских отношениях, то там тоже ситуация не лучше.

Вы знаете, что недавно состоялись переговоры между США и Китаем на достаточно высоком уровне. Министр иностранных дел и член Политбюро, которое курирует иностранные дела, Ян Цзечи, и с американской стороны помощник по нацбезопасности Салливан. Переговоры тоже не увенчались успехом, поскольку американская сторона начала влезать в дела китайские – в Гонконге, на Тайване, в ситуацию в Синьцзяне. Китайская сторона указала на это, в результате переговоры ничем не завершились, была только полемика сугубо по организационным вопросам – имеет ли одна страна право вмешиваться во внутренние дела другой страны. В этих условиях пролонгация российско-китайского договора была неизбежна, и она состоится. Но, насколько я понимаю, не на двадцать лет, как договор о добрососедстве, мире и дружбе, от 16 июля 2001 года, а на пять лет, как договорились обе стороны, то есть по 2026 год.

– Может ли сближение России и Китая привести к созданию военно-политического блока, аналогичного блоку НАТО?

– Блок НАТО предусматривает не две стороны, а хотя бы несколько, как минимум. В данный случае речь идет о том, что и российская, и китайская сторона, насколько я понимаю, ведет какие-то переговоры насчет военного блока. Но в обозримом ближайшем будущем вряд ли будут подписаны какие-либо соглашения по этому вопросу. Потому что на сегодняшний день обе стороны пока придерживаются позиции, чтобы оставить договор о добрососедстве, мире и дружбе в том виде, который был подписан в 2001 году. Хотя там есть ряд пунктов, которые предусматривают определенную помощь в случае, если возникает какая-либо экстремальная ситуация. Я, например, считаю, что этот договор о добрососедстве в значительной степени блокировал дальнейшее обострение международной напряженности в мире за последние десять лет. По крайней мере, после событий 2014 года точно.