Войти в почту

Шойгу с весенних гор трубит солдату сбор

Стартовал очередной весенний призыв на военную службу – нынешняя призывная компания продлится с 1 апреля по 15 июля и пройдёт в 83 регионах России. Нынешней весной и летом Вооруженные силы РФ пополнят 134 тысячи 650 новобранцев.

Шойгу с весенних гор трубит солдату сбор
© Свободная пресса

Как и в каждом предыдущем призыве, Весна-2021 будет иметь свои особенности. Понятно, что основная связана с продолжающимися ограничениями, связанными с коронавирусом. Впрочем, армия да и призывные военкоматы им успешно «переболели», как говорится, на ногах, потерь не понесли, военных учений не отменяли, равно как и призывные кампании. И как пообещали в российском Генштабе, как и в прошлом году, нынешний набор молодых солдат будет организован с соблюдением особых санитарно-эпидемиологических мер. Перед отправкой в войска всех новобранцев обязательно протестируют на наличие коронавируса, а уже в казармах посадят на двухнедельный изолированный карантин под присмотром военных врачей. Понятно, что с Covid-19 никого в армию не возьмут.

Не до конца понятен вопрос с прививками. Утверждается, что вакцинация «Спутником V» для солдат будет носить рекомендательный характер, мол, дело это сугубо добровольное. Зная армейские порядки, «добровольцев» на вакцинацию скорее всего назначит командир, который скомандует: «Выходи строиться на прививку!», и дружным строем, печатая строевой шаг, поведёт роту в санчасть. Приказы в армии не обсуждаются, а потенциальные «ковидники» ротному в подразделении не нужны. Зато через год бойцы вернутся домой со знанием военного дела и целой кучей антител в придачу. К слову, сейчас к работе с призывниками допустят лишь тех сотрудников военкоматов, которые прошли вакцинацию или переболели Covid-19.

Ещё одной особенностью призыва, которая действует уже не первый год, можно назвать тот факт, что в Вооруженные силы, Росгвардию и МЧС, сейчас не будут направлять молодых людей (от 18 до 27 лет) из Республики Коми и Ямало-Ненецкого автономного округа. Призывная кампания проводится в этих регионах раз в году – осенью. А ещё, как рассказал накануне журналистам начальник Главного организационно-мобилизационного управления (ГОМУ) Генштаба генерал-полковник Евгений Бурдинский, в 24 муниципальных образованиях пяти субъектов РФ призыв будет отложен и пройдёт с 1 мая по 15 июля. К ним относятся Республика Саха (Якутия), Забайкальский, Камчатский и Хабаровский края, а также Чукотский автономный округ, с учётом загруженности мужского населения в этот период промысловым промыслом.

Вот ещё новомодная штука – всем призывникам перед отправкой в войска выдадут банковские и персональные электронные карты, а также армейские несессеры (!) со средствами для личной гигиены и дезинфекции. Мобильные телефоны взять с собой можно, однако храниться они будут в сейфе командира и выдаваться по разрешению в специально отведённое время, чтобы позвонить родным. Можно предположить, что отказавшиеся от вакцинирования такой привилегии могут быть лишены. Но это так, к слову.

Ещё одна «фишка» последнего времени в армии – это появление и продолжающееся комплектование научных, научно-производственных и спортивных рот. Это такая военная синекура. Понятно, что и там присутствует военный порядок и дисциплина, но назвать год такой службы потерянным язык не поворачивается – это продолжение занятий любимым делом, но только при погонах рядового или сержанта. Сейчас таких подразделений в Вооруженных силах уже 17, восемь из них – научные роты – базируются в военном инновационном технополисе «Эра» в городе Анапа. Это такое «милитари-Сколково», где бурлят мысли и рождаются новые идеи в оборонной сфере (не только в «танчики» юноши там играют). У спортсменов в «спортротах» свои перспективы – за год такой службы и до ЦСКА можно достучаться.

Уже не первый год «непруха» у любителей тату среди потенциальных рекрутов – официальных распоряжений на этот счёт не существует, но «татушек» в армии отсеивают ещё на уровне военно-врачебной комиссии в военкомате. Там есть достаточно жёсткая установка – с «узорами» на лице или при покрытии «орнаментом» более 50 процентов тела, отправлять к психиатру, после чего, как правило, в ВС не призовут и поставят особую отметку в военном билете. Проблем-то с призывниками сейчас у военкоматов гораздо меньше, чем в предыдущие годы: готовых пойти в солдаты больше, чем тех, кто записался в «пацифисты».

Сейчас татуировки в молодежной среде всё более популярны – бьют их, порой, где только можно и на любую тематику, порой необъяснимую. Личное дело каждого, но вот с призывом в армию, как оказалось, возникают проблемы, особенно если татуировки нанесены на лицо или те части тела, которые скрыть военной формой невозможно. Известный пример – Иван Дрёмин из Башкирии, более известный как рэпер Face, получил в военкомате от ворот поворот именно по этой причине – из-за «камуфляжа» на лбу и скулах. Его в итоге признали психически нездоровым и непригодным к службе.

Вот почему нельзя в армию с татуировками, особенно на лице? Законодательно это нигде не определено и даже регламентирующее работу специалистов военно-врачебной комиссии в военкомате – Расписание болезней, которое каждый год обновляется, ничего на этот счет не говорит. Татуировка не признана заболеванием, как таковым, поэтому рассчитывать с ее помощью избежать срочной службы не стоит. Потом в армии (а военкомат - это первая ступенька на пути к ней) если не запрещено, то разрешено. Но это весьма ошибочное заблуждение, в том числе в отношении татуировок на лице будущего солдата.

– Подобные случаи ещё достаточно редки в практике работы военкоматов, призывников с наколками на лице не так уж и много, – говорит бывший начальник Объединенного военного комиссариата Савеловского района Москвы Сергей Моисеев. – Но это однозначный повод для того, чтобы военком «сделал стойку» на такого призывника и отправил его на обследование к психиатру, подразумевая действующую до 1995 года статью 7б, сейчас это статьи от 14-й до 20-й, где пункт «б» также означает умеренно выраженные психические нарушения. В армию с таким «диагнозом» точно не возьмут, как впоследствии и на госслужбу, а ещё наколки станут поводом в будущем для запрета на целый ряд профессий.

Риск наличия психического заболевания у человека с татуировкой на лице достаточно велик. И никто ещё не отменял персональную ответственность военкома, вплоть до уголовной, если через него «просочится» неуравновешенный человек. Каких-либо нормативных документов по допуску призывника к службе в армии из-за покрытия определенной части тела татуировками нет, как нет методичек измерения процента покрытия ими тела. Тут военком вправе поступать по своему усмотрению, но с большей долей вероятности он призывника с «набитым» лицом на службу не призовет. И уж точно сможет доказать, что у того «крыша съехала». А вот если говорить о претендентах на контрактную военную службу или желающих поступить с таким «изъяном» в военное училища, то их развернут еще на пороге военкомата без объяснения причин.

Еще один случай с отказом в призыве в армию произошел осенью 2018 года с известным рэпером Тимати (Тимур Юнусов). Парень сам явился в военкомат с готовностью исполнить свой конституционный долг, но «не прошел по конкурсу» – более 60 процентов его тела было покрыто росписью, что навело психиатров военно-врачебной комиссии на некоторые сомнения. И хотя сам Тимати тогда бравировал тем, что смог «откосить» от армии подобным образом, упоминал некий закон, который не позволяет призывать молодого человека с 50-процентами татуировок на теле, он откровенно расстроился. В его военном «белом билете» проставили «психическую статью». Других случаев с отказом в призыве в армию из-за татуировок на лице призывников вполне достаточно, хотя они и не носят массовый характер, да и не афишируются.

– В армии у всех есть особые знаки отличия, это такие своеобразные «вторичные половые признаки» военнослужащих, – говорит бывший командир 31-й десантно-штурмовой бригады Николай Никульников. – Лычки и звёздочки обозначают воинские звания по старшинству, медали и знаки тоже определяют статус, даже манерой носить голубой берет десантника подчеркивается срок службы – молодого от служивого сразу отличишь. И даже возможность набить на теле татуировку с эмблемой ВДВ нужно заслужить, одного желания здесь недостаточно. Командир на расстоянии определяет по одному лишь внешнему виду, что это за боец перед ним маячит. Сами солдаты, пусть из разных подразделений, прощупывают однополчан визуально и понимают, как кому позволено себя вести. Всё, как и положено в армии, – однообразно.

И тут, представьте, такой «петух гамбургский» появляется со своими никому не понятными знаками отличия на лице, на котором по сроку службы положены лишь синяки, полученные, естественно, во время учебных занятий по рукопашному бою. Будь ты хоть рэпер, хоть боец восточных единоборств, в армии знаки отличия нужно заслужить тяжелой и изнурительной службой, которая не является концертной площадкой или татами с матами. Любой командир сразу постарается избавиться от такого «меченого» солдата, чтобы не нажить с ним неизбежных неприятностей.

Ну, а самой главной особенностью любого военного призыва является то обстоятельство, что в президентском указе есть одна важная строка для тех, кто ещё служит в рядах Вооруженных сил – они подлежат демобилизации и в скором времени покинут стройные армейские ряды и уедут домой.