Тайны океана: российскому подводному флоту исполнилось 115 лет

Смелые, мужественные герои-романтики, беззаветно преданные своему делу и воинскому долгу – это всё о них, моряках-подводниках. На прошлой неделе, 19 марта, они отмечали профессиональный праздник. В этом году у представителей этих элитных подразделений вооружённых сил ещё и круглая дата – 115 лет со дня создания подводного флота России. По указу Начнём с истории. 19 марта 1906 года по указу императора Российской империи Николая II в классификацию судов военного флота был включён новый класс боевых кораблей – подводные лодки. К тому времени у России их было 20 – типа «Форель», «Касатка», «Сом» и «Осётр». Первая же русская субмарина «Дельфин» была построена на  ещё в 1904 году. Она была создана по проекту выдающегося учёного-кораблестроителя Ивана Григорьевич Бубнова в соавторстве с капитаном первого ранга Михаилом Николаевичем Беклемишевым. Одним из её испытателей стал . – Мы горды тем, что Бубнов и Черкасов – нижегородцы, – рассказывает Виталий Евстафьевич Антоневич. Подводник, капитан I ранга запаса, председатель Нижегородского регионального отделения Общероссийского общественного движения поддержки флота о грозных субмаринах и доблестных моряках-подводниках знаёт всё. К 800 летию Нижнего Новгорода по инициативе Нижегородского регионального отделения Общероссийского общественного движения поддержки флота изготавливает копию рубки подводной лодки проекта 670 «Скат» для установки в парке Победы. Легендарное «Красное Сормово» С огромным уважением вспоминает Виталий Евстафьевич завод «Красное Сормово», на котором 23 февраля 1930 года была заложена первая дизельная подводная лодка «Комсомолец» проекта «Щука». – К началу Великой Отечественной войны в СССР было построено 212 подводных лодок, 42 из них – на заводе «Красное Сормово», – отмечает капитан I ранга. – Они отличались высоким качеством постройки и обладали колоссальной живучестью. Не случайно подводники добивались на них выдающихся побед, 11 командиров заслуженно стали Героями Советского Союза. В историю вошла знаменитая атака века, совершённая подводной лодкой С 13 под командованием , когда 30 января 1945 года был отправлен на дно корабль военного флота «Вильгельм Густлофф». Широкую известность также приобрело потопление транспорта «Штойбен». Сегодня макет рубки подводной лодки С 13 размещён в Нижегородском кремле и является экспонатом военной выставки. Каждый год 19 марта здесь собираются подводники, чтобы почтить память погибших и ушедших коллег. Вот и в минувшую пятницу здесь было многолюдно: яркие воспоминания, минута молчания и алые гвоздики, лёгшие на холодный металл субмарины… Еще новости по теме Наша линия жизни – быть на страже страны: судьба связала Нину Сосунову с пограничной службой В Нижнем Новгороде почтили память бойцов СОБРа, погибших в Грозном 25 лет назад «Не жалею, что попал в Афганистан»: ветеран афганской войны из Нижегородской области рассказал о времени, братстве и патриотизме Будни подводников Виталий Антоневич в свою первую автономку вышел полвека назад, взяв курс в район Азорских островов. Потом ему не раз доводилось беспрерывно, по 3,5–4 месяца нести боевую службу, зависнув где-нибудь на глубине 200 метров, имея на борту баллистические ракеты, каждая из которых была в состоянии уничтожить любой город мира. – Матросы, которые несли службу на обычных кораблях, имели возможность после плавания привозить своим родным какие-то подарки, у нас такой возможности не было, – рассказывает Виталий Евстафьевич. – Как-то раз подходит ко мне наш матрос-нижегородец: «Товарищ капитан, скажите наши координаты – широту, долготу. Хочу подарок маме сделать. Мы ж нигде не швартуемся, и вот я у доктора взял пузырёк, налил в него забортную воду и хочу на нём обозначить, где мы находимся». Но, несмотря на ограничения, жёсткие требования к личному составу, что полвека назад, что сейчас, молодые люди стремятся попасть служить на субмарину. Моряки-подводники – это особое братство, готовое прийти на помощь в любое время дня и ночи, едва заслышав SOS.

Тайны океана: российскому подводному флоту исполнилось 115 лет
© Нижегородская правда